Факультет
политологии МГИМО МИД России
|
||||
"КАПИТАЛИЗМ,
СОЦИАЛИЗМ И ДЕМОКРАТИЯ"
Думаю, что большинство изучающих политику к настоящему времени уже согласились с критикой классической доктрины демократии. <...> Я думаю также, что большинство из них согласны или вскоре согласятся принять иную теорию, которая гораздо более правдоподобна и в то же время включает в себя очень многое из того, что приверженцы демократического метода в действительности имеют в виду под этим термином. Как и классической теории, ей можно дать краткое определение. Будем помнить, что основной проблемой классической теории было утверждение, что у "народа" есть определенное и рациональное мнение по каждому отдельному вопросу и что мнение это реализуется в условиях демократии путем выбора "представителей", которые следят за тем, чтобы это мнение последовательно претворялось в жизнь. Таким образом, выбор представителей вторичен по отношению к первичной цели демократического устройства, а именно: наделить избирателей властью принимать политические решения. Предположим, мы поменяем роли этих двух элементов и сделаем решение проблем избирателями вторичным по отношению к избранию тех, кто будет принимать решения. Другими словами, будем считать, что роль парода состоит в создании правительства или посреднического органа, который в свою очередь формирует национальный исполнительный орган или правительство. Итак, определим: демократический метод - это такое институциональное устройство для принятия политических решений, в котором индивиды приобретают власть принимать решения путем конкурентной борьбы за голоса избирателей. Объясняя и обосновывая эту идею, мы незамедлительно покажем, что оно как в силу правдоподобности посылок, так и благодаря логической обоснованности предположений значительно улучшает теорию демократического процесса. Прежде всего у нас есть достаточно эффективный критерий, при помощи которого демо-критические правительства можно отличить от прочих. Мы видели, что классическая теория сталкивается с трудностями в подобном разграничении, поскольку воле и благу парода могут служить, и во многих исторических ситуациях служили, правительства, которые нельзя назвать демократическими в соответствии с любым из общепринятых смыслов этого слова.' Теперь мы в несколько лучшем положении, поскольку решили делать акцент на modus (про-' цедуре -лат.), наличие или отсутствие которого в большинстве случаев легко проверить. Например, при парламентарной монархии типа английской наш критерий демократии выполняется, поскольку монарх может назначить членами кабинета лишь тех лю-' дей, которых выберет парламент. В то же время "конституционная" монархия не явля-' ется демократической, поскольку лскторат и нарламе.нт обладают всеми правами, ко-' торые у них есть при парламентарной монархии, но с одним решающим исключением:' у них нет власти назначать правительство. Министры в принципе могут быть им на-' значены или уволены. Такое устройство может удовлетворять парод. Избиратели мо-' гут подтвердить этот факт, голосуя против любых изменений. Монарх может быть' настолько популярен, что сумеет нанести поражение любому сопернику в борьбе за верховную власть. Но поскольку не существует механизма, делающего такую борьбу •' эффективной, данный случай не подпадает под наше определение. ' Во-вторых, теория, заключенная в этой дефиниции, дает нам возможность воздать i должное жизненно важному феномену лидерства. Классическая теория этого не дела-' ст. Вместо этого она, как мы видели, приписывает избирателям совершенно переаль-' ную степень инициативы, практически игнорируя лидерство. Но.почти во всех случаях' коллективное действие предполагает лидерство - это доминирующий механизм почти любого коллективного действия, более значительного, чем простой рефлекс. Утвер-• рдения о функционировании и результатах демократического метода, которые принимают это во внимание, гораздо реалистичнее тех, которые этого не делают. Они не ограничиваются исполнением volonte gencrale (общей воли - фр.), но продвигаются к объяснению того, откуда она возникает и как подменяется или подделывается. То, что мы обозначили термином "подделанная воля", не находится более за рамками теории, [не является] отклонением, отсутствия которого мы так страстно желаем. Он входит в основу, как это и должно быть. В-третьих, поскольку вообще существует воля группы, например желание безработных получить пособия по безработице или стремление других групп Помочь им, -наша теория ее не отрицает. Напротив, теперь мы можем рассматривать именно т^ поль, которую эти волеизъявления играют на самом деле. Они, как правило, не предъявляются непосредственно. Даже если групповые устремления сильны и определенны, они остаются скрытыми часто на протяжении десятилетий, до тех нор, пока их не вызовет к жизни какой-нибудь политический лидер, превращая в политические факторы. Он делает это, точнее, его агенты делают это для пего, организуя волеизъявления, усиливая их и в конце концов включая в соответствующие пункты своих предложений. Взаимодействия между групповыми интересами и общественным мнением и способом, которым они создают то, что мы называем политической ситуацией, под таким углом зрения видны в новом, более ясном свете. В-четвертых, наша теория, конечно, не более определена, чем само понятие борьбы за лидерство. Это понятие представляет трудности, аналогичные тем, которые вызывает понятие конкуренции в экономической сфере; их не без пользы можно сравнить. В экономической жизни конкуренция никогда полностью не отсутствует, но едва ли когда-либо существует в совершенном виде. Точно так же в политической сфере постоянно идет борьба, хотя, возможно, лишь потенциальная, за лояльность избирателей. Объяснить это можно тем, что демократия использует некий признанный метод ведения конкурентной борьбы, ц система выборов - практически единственно возможный способ борьбы за лидерство для общества любого размера. Хотя это и исключает многие из способов обеспечения лидерства, которые и следует исключить, например борьбу за власть путем вооруженного восстания; это не исключает случаев, весьма похожих на экономические явления, которые мы обозначаем как "несправедливую" или "мошенническую" конкуренцию или ограничения конкуренции. Исключить их мы не можем, поскольку если бы мы это сделали, то остались бы с неким весьма далеким от реальности идеалом. Между этим идеальным случаем и случаями, когда любая конкуренция с существующим лидером предотвращается силой, существует непрерывный ряд вариантов, в пределах которого демократический метод правления незаметно, мельчайшими шагами, переходит в автократический. Но если мы стремимся к пониманию, а не к философствованию, ото так и должно быть. Таким образом, • Ценность нашего критерия .существенно не снижается. В-пятых, наша теор,ия, похоже, объясняет существующее отношение между дсмо-"фатией и индивидуальной свободой. Еслп под последней мы понимаем существование сферы индивидуального самоуправления, границы которого исторически измепя- ся, - ни одно общество не терпит абсолютной свободы, даже абсолютной свободы знания или слова, и ни одно общество не ограничивает ее до нуля, - то в данном слу-ае речь идет о степени свободы. Мы видели, что демократический метод не обяза- льно гарантирует больший объем индивидуальной свободы, чем любой другой полил бы в аналогичных обстоятельствах. Это вполне может быть и наоборот, но тем не менее эти два явления соотносятся друг с другом. Если но крайней мере в принципе каждый волен бороться за политическое лидерство, выставляя свою кандидатуру перед избирателями, это в большинстве случаев, хотя и не всегда, означает значительную долю свободы дискуссии для всех. В частности, это, как правило, подразумевает значительную свободу прессы. Это соотношение между демократией и свободой не является абсолютно строгим, им можно манипулировать. Однако, с точки зрения интеллектуала, оно тем не менее очень важно. В то же время об этом соотношении практически больше нечего сказать. В-шестых, следует учитывать, что, считая формирование правительства первичной функцией избирателей (прямо или через посреднический орган), я предполагал включить в эту фразу также и функцию его роспуска. Первая означает просто согласие принять лидера или группу лидеров, вторая - отказ от этого согласия. Это обращает внимание на один элемент, которого читатель, возможно, не заметил. Он мог подумать, что избиратели контролируют правительство точно так же, как и приводят его к власти. Но поскольку избиратели, как правило, могут контролировать своих политических лидеров лишь через отказ переизбирать их или парламентское большинство, их поддерживающее, это, по-видимому, ограничивает возможность контроля до уровня, зафиксированного в нашем определении. Время от времени происходят внезапные резкие изменения, приводящие к падению правительства или отдельного министра либо вынуждающие предпринять определенные действия. Но подобные случаи не только исключены, они, как мы видим, противоречат духу демократического метода. В-седьмых, наша теория проливает столь необходимый спет на старое противоречие. Любой, кто принимает классическую доктрину демократии и, следовательно, полагает, что демократический метод должен гарантировать, что проблемы решаются в соответствии С волей народа, должен быть поражен тем фактом, что, даже если эта воля выражена вполне определенно, принятие решений простым большинством во многих случаях исказит ее, а не воплотит в жизнь. Вполне очевидно, что воля большинства есть воля большинства, а не воля "народа". Приравнять в определении одно к другому не означает решить проблему. Однако попытки прийти к действительному решению были сделаны авторами различных планов "пропорционального представительства". • Планы эти подверглись резкой критике из практических соображений. В самом деле, очевидно, что пропорциональное представительство не только сделает возможным утверждение разных типов идиосинкразии, но в условиях демократии может помешать' формированию эффективного правительства и. таким образом, оказывается опасным в' периоды напряженности. Но прежде чем делать заключение о том, что демократия' становится недееспособной, если ее принцип соблюдается последовательно, хорошо было бы задать себе вопрос, действительно ли этот принцип предполагает пропорцио-' налытое представительство. На самом деле это не так. Если признание лидерства является истинной функцией голосования избирателен, доводы в пользу пропорционально^ го представительства рушатся, поскольку его предпосылки более не действуют. 1 Ipuii-i •цип демократии в таком случае означает просто, что бразды правления должны бьгпч переданы тем, кто имеет поддержку большую, чем другие конкурирующие индивиду или группы. В свою очередь это гарантирует статус системы большинства в рамках; логики демократического метода, хотя мы можем ее критиковать с точки зрения, выч ходящей за пределы этой логики. <...> ' Выше приведено описание теории, теперь мы попробуем выделить наиболее важные характеристики структуры и действия политической машины в демократически^' странах. ). В условиях демократии, как я уже говорил, первичная функция голосования из-биоателей - формирование правительства. Это может означать выборы всех предста-мтелей администрации. Подобная практика, однако, свойственна, главным образом выборам местного правительства, и впредь мы будем ее игнорировать. Рассматривая только национальное правительство, мы можем сказать, что формировапие правительства практически сводится к решению, кто будет лидером. Как и раньше, мы будем называть его премьер-министром. Есть только одна демократическая система, в которой этот выбор, является прямым результатом голосования избирателей - Соединенные Штаты. Во всех остальных слу-чаях голосование избирателей формирует не непосредственно правительство, но посреднический орган - впредь будем называть его парламентом, которому передастся функция формирования правительства. Может показаться, что принятие или, скорее, эволюцию такого рода, а также различные формы, которые -он принимает в различных моделях общества, легко объяснить как исторически, так и. с точки зрения целесообразности. Но это не логическое построение: это естественное развитие, едва различимые оттенки и результаты которого совершенно ускользают.пз официальных доктрин, не говоря уже о правовых. Каким образом парламент формирует правительство? Самый очевидный способ -избрать его или, что более реалистично, избрать премьер-министра и затем голосовать за список министров, который он представляет. Этот способ используется редко. Но он раскрывает природу данной процедуры лучше, чем любой другой. Более того, все остальные способы можно свести к нему, поскольку премьер-министром обычно становится тот человек, которого избрал бы парламент. То, как он в действительности назначается на должность - монархом, как в Англии, президентом, как во Франции, или специальным органом или комитетом, как и свободном Прусском государстве веймарского периода, - просто вопрос формы. Классическая английская практика такона. После всеобщих выборов победившая партия обычно получает большинство уест н нарламсп те и, таким образом, может проголосовать за резолюцию о вотуме недоверия любому лицу, кроме ее собственного лидера, который таким "негативным" способом назначается "парламентом" на пост главы государства. Он получает полномочия от монарха - "целует руки" - и представ-' ляет монарху список министров, частью которого является список членов кабинета. В список он включает, во-первых, нескольких ветеранов партии, которые получают то, что можно назвать почетным постом; во-пторых. лидеров более низкого ранга - тех, на .кого он рассчитывает в ходе борьбы в парламенте и которые обязаны отданным им предпочтением как своей политической ценности, так и тем, что могут стать помехой; в-третьих, восходящих политиков! которых он приглашает в заколдованный круг вла-"'и, чтобы "привлечь свежую кровь"; и иногда, в-четвертых, несколько человек из тех, "'то, по его мнению, особенно хорошо профессионально подготовлен для занятия определенных постов. Но опять же в нормальных случаях эта практика дает такие же Результаты, какие дали бы выборы правительства парламентом. Читатель увидит так- е, что там, где, как в Англии, у премьер-министра есть реальная власть распустить \ "^"зчить новые выборы"), результаты будут в какой-то степени схожи с теми, кото-' 1е мы могли бы ожидать при прямых выборах кабинета избирателями, если, конечно,. "°следние его поддерживают. <;.> ,• л. ^-^ О парламенте. Я выделил то, что,, на мой взгляд, является его первичной Укцией. и упрочил эту дефиницию. Можно возразить, что мое определение неверно по отношению к другим его (функциям. Очевидно, парламент делает многое другое кроме формирования и роспуска правительства. Он издаст законы. Он даже управляет. Хотя любой парламентский акт, кроме резолюции и политических декларации, является "законом" в формальном смысле, существует много актов, которые можно рассматривать как административные меры. Бюджет - наиболее важный пример. Формирование бюджета - управленческая функция. Однако в США его разрабатывает конгресс. Даже там, где его составляет министр финансов и одобряет кабинет, как в Англии, парламент должен утвердить его, и в результате этого голосования он становится Актом парламента. Не опровергает ли это пашу теорию? Когда две армии воюют друг с другом, их отдельные боевые действия всегда сосредоточены на конкретных объектах, которые определяются в зависимости от их стратегического или тактического положения. Они могут сражаться за конкретную полоску земли или конкретный холм. Но желательность завоевания этой полосы или'холма должна определяться стратегической или тактической задачей, а именно - победить врага. Очевидно, абсурдно было бы пытаться вывести эти действия из особых качеств, которые могут быть у этой полосы или холма. Точно так же первая н главная цель любой политической партии - подавить других, чтобы получить власть или остаться у власти. Как и завоевание полоски земли или холма, решение политических вопросов, с точки зрения политика, не цель, но лишь материал парламентской деятельности. Поскольку политики стреляют словами, а не пулями и поскольку эти слова неизбежно связаны с обсуждаемыми проблемами, ситуация не всегда бывает такой же ясной, как на войне. Но победа над противником тем не менее является сутью обеих игр. Таким образом, по сути дела текущее производство парламентских решений по острым вопросам жизни страны и есть тот метод, путем которого парламент оставляет или отказывается оставлять правительство у власти, принимает или отказывается принимать руководство премьер-министра. С некоторыми исключениями, которые вы сейчас заметите, каждое голосование - это голосование за доверие или недоверие в техническом смысле этого слова, просто обнаруживает in abstract (в абстрактном выражении -лат.) существенный элемент, общий для всех голосований. Этим мы можем удовлетвориться, отметив, что инициатива в выдвижении вопросов па парламентское обсуждение, как правило, принадлежит правительству или теневому кабинету оппозиции, а не отдельным депутатам. Именно премьер-министр выделяет из нескончаемого потока текущих дел те, которые; он хочет сделать предметом парламентских слушаний, то есть по которым его правительство предполагает провести законопроекты или, если он не чувствует твердой почвы под ногами, хотя бы резолюции. Конечно, любое правительство получает' от своих предшественников наследство из нерешенных вопросов, которые, возможно, нельзя отложить в долгий ящик; другие вопросы относятся к области рутинной политики; особо выдающимся достижением премьер-министра является такое положение, когда он может навязать принятие мер по политическому вопросу, поднятому им самим. II любом случае, однако, выбор или инициатива правительства, свободная или нет-, есть тот фактор, который доминирует в парламентской деятельности. Если законопроект, которого нет- в парламентском. списке, предлагается группой представителей правительственной партии, это означает бунт, и министры рассматривают его с этой точки зрения, а не с точки зрения наличия у него дополнительных тактических преимуществ. Иногда это приводит к дебатам. Если эти дебаты не предложены либо не санкционированы правительством, это симптом выхода парламентских сил из-под его контроля. Наконец, если мера принимается в результат; внутрипартийного соглашения, это означает, что сражение кончилось вничью или произо-" д^каз от битвы из тактических соображений. 5. Исключения из этого принципа правительственного лидерства в "представительных" ассамблеях служат лишь доказательством его реалистичности. Они могут быть двух типов. . Во-первых, никакое лидерство не является абсолютным. Политическое лидерство,^ которое проявляется в рамках демократического метода, еще менее абсолютно из-за \ элемента конкуренции, который является сутью демократии. Поскольку теоретически каждый сторонник обладает правом сместить лидера и поскольку всегда есть несколько сторонников, которые имеют реальную возможность это сделать, депутат парламента или министр, принадлежащий или не принадлежащий к узкому кругу наиболее влиятельных лиц, - если он чувствует, что у него есть шансы запять место лидера, - придерживается среднего курса между безусловной лояльностью к лидеру и безоговорочным поднятием своего собственного знамени, балансируя между риском и возможностями с тонкостью, воистину достойной восхищения. Лидер в свою очередь также придерживается среднего курса: он требует дисциплины и позволяет- ее нарушить. Он сочетает дав- .ление с более или менее разумными уступками, неодобрение с похвалами, наказание с поощрением. Результатом этой игры в зависимости от относительной силы индивидов и . их позиций является для них различная, но во многих случаях значительная степень свободы. В частности, возьмем те группы, которые достаточно сильны для того, чтобы их негодование могли почувствовать, по недостаточно сильны, чтобы извлечь выгоду из включения своих приверженцев и своих программ в правительственные структуры. Им могут разрешить иметь свою позицию по незначительным вопросам или во всяком случае по тем вопросам, относительно которых премьер-министра можно убедить, что они частные или не очень важные. Таким образом, у групп или даже отдельных членов парламента от правящей партии время от времени может появляться возможность выдвигать собственные законопроекты, и еще большее снисхождение будет- проявляться к тем, кто критикует политику правительства и не голосует- механически за любую правительственную меру. По достаточно посмотреть на это в практическом ключе, чтобы, видя ограничения, которые есть у этой свободы, установить, что она представляет собой не принцип работы парламента, а отклонения от пего. Во-вторых, бывают случаи, когда политическая машина не может воспринять определенных проблем, поскольку высшее руководство правительственных и оппозиционных сил не видит их политической ценности или эта ценность и вправду сомнительна. Такие вопросы берут себе аутсайдеры, которые предпочитают индивидуальную борьбу за власть служению в рядах одной из существующих партий. Конечно, это совершенно нормальная политика. Но есть и другая возможность. Человек может- быть настолько затронут конкретной проблемой, что может выйти на политическую арену специально для того, чтобы решить ее своим способом, не имея при этом желания начать нормальную политическую карьеру. Однако это настолько необычно, что трудно найти сколько-нибудь важные примеры. Может быть, таким человеком был Ричард Кобден1. Конечно, вопросы второстепенной важности встречаются более часто. Однако все согласятся, что это .всего лишь откло- . нения от стандартной практики. <...> Кобден Ричард (1804 - 1865) - английский фабрикант и политический деятель, член палаты °бщин, один из руководителей "Лиги против хлебных законов", выступавшей против привилегий эемельной аристократии.. Мы можем подвести итоги следующим образом. Рассматривая человеческие общества, мы, как правило, без труда выделяем, по крайней мере на уровне здравого смысла, различные цели, которых изучаемые общества хотят достигнуть. Можно сказать что эти цели придают смысл соответствующим действиям индивидов. Но отсюда не следует, что общественный смысл данного типа деятельности обязательно обеспечит мотивацию деятельности и, следовательно, объяснение последней. Следовательно, в этом случае теория, которая ограничивается анализом социальных целей и потребностей, не может считаться адекватным объяснением деятельности, которая этим целям служит. Например, причина существования такого явления, как экономическая деятельность, безусловно, состоит в том, что люди хотя г есть, одеваться и т.д. Обеспечить средства удовлетворения этих нужд - это общественная цель или смысл производства. Тем не менее мы все согласны, что этот тезис был бы самым нереалистичным исходным моментом для теории экономической деятельности в коммерческом обществе и что у нас гораздо лучше получится, если мы начнем с прибылей. Аналогично социальное значение или функция парламентской деятельности, без сомнения, состоит в производстве законов и частично в административных мерах. Но для того, чтобы понять, как демократическая политика служит этой социальной цели), мы должны начать с конкурентной борьбы за власть и посты и осознать, что социальная функция выполняется, как мы видели, "случайно" - в том смысле, в котором производство является случайным по отношению к получению прибыли. 6. Наконец, что касается роли избирателен, следует дополнительно упомянуть еще об.одной вещи. Мы видели, что желания членов парламента - не единственный фактор в процессе формирования правительства. То же самое можно сказать и об избирателях. Их выбор - идеологически возданный в ранг "воли народа" - не вытекает из их инициативы, но формируется, и его формирование - важнейшая часть демократического процесса. Избиратели не принимают политических решений. По нельзя сказать, что они непредвзято выбирают членов парламента из числа людей, имеющих право быть избранными. Во всех нормальных случаях инициатива принадлежит кандидату, который борется за пост члена парламента и лидерство на местном уровне, которое предполагает этот пост. Избиратели ограничиваются тем, что поддерживают эту попытку, отдавая ему предпочтение, или отказываются ее поддержать. Даже те исключительные случаи, когда кандидата действительно выдвигают сами избиратели, попадают в ту же кате-• горию в силу одной из двух следующих причин. Во-первых, если кандидат уже осуществляет лидерство, ему уже не нужно за него бороться. Во-вторых, может случиться так, что местный лидер, который имеет возможность контролировать или влиять на голосование, не может или не хочет сам участвовать в выборах и назначает другого человека, который, как кажется, был избран по инициативе избирателей. Но если инициатива избирателей, большей частью состоящая лишь в принятии одного из конкурирующих кандидатов, еще более ограничена существованием партий? Партия вопреки классической доктрине (или Эдмупду Бсрку) - это не группа людей, которая намеревается заботиться о благосостоянии парода, "исходя из некоторого Принципа, по которому все ее члены пришли к согласию". Такая рационализация соблазнительна и именно поэтому опасна. Конечно, в определенное время все партии формулируют свои принципы или программы; эти принципы и программы характерны для партии, которая принимает их на вооружение как виды товаров, которые продаются в универмаге, характерны для пего и важны для его успеха. I !о как универмаг нельзя определить через товары, так партию нельзя определить через ее принципы. Партия - это такая группа, члены которой предполагают действовать сообща в конкурентной | бе за политическую власть. Если бы это было не так, то различные партии не мог^ ' иметь почти совершенно одинаковые программы. Тем не менее, как всем из-тио такое случается. Существование партий и политиков свидетельствует о том, массы избирателен не способны па какие-либо другие действия, кроме паники. Они регулируют политическую конкурентно точно так же, как это делают профессиональные ассоциации. Психотехника управления партиен, се рекламная кампания, почунги и марши - это все не украшения. Это и есть суть политики. Так же, как и политический лидер. , ' |
||||
|
||||