Факультет политологии МГИМО МИД России
"КОМПЕНДИУМ ПО ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ"

<...> 791. Социальная гетерогенность и циркуляция различных групп общества

Мы уже не раз сталкивались с социальной гетсрогеппостыо. и нам еще придется много ею заниматься, чтобы рассмотреть условия социального равновесия; следует поэтому подготовить почву для се объяснения, специально порассуждав здесь по дан­ному поводу.

Можно трактовать социальную гетерогенность и 'циркуляцию различных групп общества по отдельности, но поскольку в реальности данные феномены взаимосвяза­ны, то во избежание повторений, вероятно, следует анализировать их вместе. Правится это некоторым теоретикам или пет, фактически человеческое общество неоднородно;

люди различны физически, морально и интеллектуально. Мы намереваемся исследо­вать здесь реальные феномены, поэтому должны учитывать данное обстоятельство, а также принимать во внимание и другой фактор, а именно что социальные классы не отделены друг от друга полностью даже там, где существуют касты, и что в современ­ных цивилизованных нациях между ними происходит интенсивная циркуляция. Не­возможно углубить в должной степени тему, касающуюся различий между многочис­ленными социальными группами и бесчисленных способов их смешения. Поэтому следует, как обычно, когда чет возможности добиться большего, удовольствоваться меньшим и упростить проблему, с тем чтобы сделать се более доступной для исследо­вания. Мы будем рассматривать данную проблему только в связи с социальным равно­весием и попытаемся свести к минимуму количество групп и способов циркуляции, объединяя феномены, проявляющие себя тем или иным образом как аналогичные.

792. Элиты и их ^иркулячия

Начнем с теоретического определения данного феномена, точного, насколько это возможно; затем рассмотрим практические ситуации, необходимые для анализа в пер­вом приближении. Мы пока не касаемся хорошей или плохой, полезной или вредной, похвальной или достойной порицания природы человеческих характеров; обратим внимание лишь на тот уровень, которым они обладают: низкий, посредственный, вы­сокий, или, точнее, на то, какой индекс может быть присвоен каждому человеку в со­ответствии свыше обозначенным уровнем его характера.

Итак, предположим, что ч каждой сфере человеческой деятельности каждому ин­дивиду присваивается индекс его способностей, подобно экзаменационным оценкам.

Например, самому лучшему специалисту дается индекс 10, такому, которому не удает­ся получить ни одного клиента, - 1 и, наконец, кретину - 0. Тому, кто сумел нажить миллионы (неважно, честно или нечестно), - 10, зарабатывающему тысячи лир - 6, тому, кто едва не умирает с голода, - 1, а находящемуся в приюте нищих - 0. Женщине, занимающейся политикой, сумевшей снискать доверие влиятельного лица и участ­вующей в его управлении общественными делами, как, например, Аспазия при Перик-ле, Ментенон при Людовике XIV, Помпадур при Людовике XV, дадим какой-либо . высокий индекс, например 8 или 9; потаскухе, удовлетворяющей лишь чувственность подобных людей и не оказывающей никакого влияния на управление, поставим 0. Ловкому жулику, обманывающему людей и не попадающему при этом под действие уголовного кодекса, поставим 8, 9 и 10, в зависимости от числа простофиль, которых он заманил в свои сети, и количества вытянутых из них денег; нищему воришке, ук­равшему один столовый прибор у трактирщика и к тому же позволившему карабине­рам схватить себя, дадим индекс 1. Такому поэту, как Кардуччи, - 8 или 9, в зависимо­сти от вкусов; рифмоплету, декламация стихов которого обращает людей в бегство, поставим 0. Что касается Шахматистов, то мы могли бы получить более точные индек­сы исходя из того, сколько и каких партий они выиграли. И так далее, для всех сфер деятельности человека.

Обратим внимание на то, что речь идет о фактическом, а не о потенциальном со­стоянии. Если па экзамене по английскому языку кто-нибудь скажет: "Если бы я захо­тел, я смог бы отлично знать английский; я его не знаю, поскольку не хотел его учить", то экзаменатор ответит: "Мне совершенно не важно, почему вы его не знаете, вы его не знаете, и я вам ставлю О". Подобным образом тому, кто сказал бы: "Этот человек не ворует не потому, что он не смог бы, по потому, что он порядочный", мы бы ответили:

"Очень хорошо, мы воздаем ему хвалу; но как вору мы ставим ему О".

Некоторые преклоняются перед Наполеоном 1, как перед богом, а есть такие, кото­рые ненавидят его как последнего преступника. Кто прав? Мы не хотим отвечать па этот вопрос, связанный с совершенно другой темой. Каким бы, хорошим или плохим, ни был Наполеон 1, он, несомненно, не был кретином, а также малозначимым человеком, каких миллионы; он обладал исключительными качествами, и этого достаточно, чтобы мы поместили его на высокий уровень, не желая при этом даже в минимальной степени на­нести вред решению проблем, связанных с этической оценкой таких качеств и их соци­альной полезности.

В целом? здесь, как обычно, мы воспользуемся методом научного анализа, соглас­но которому исследуемая тема делится на части и каждая из частей изучается по от­дельности. Необходимо также вместо пунктуального рассмотрения малозпачимых вариаций чисел обратиться к значимым вариациям крупных классов, подобно тому, как на экзаменах отличаются сдавшие экзамен от проваливших его и как в соответст­вии с возрастом различаются дети, молодежь и старики.

Таким образом мы составим класс тех, кто имеет- наиболее высокие индексы в сво­ей сфере деятельности, который мы назовем избранным классом, элитой (elite): подра­зумевается, что граница, отделяющая ее от остального населения, не является и не может являться точной, подобно тому, как неточна граница между юностью и зрелым возрастом, что, однако, не означает, что бесполезно рассматривать эти различия.

793. Для исследования, которым мы занимаемся, - исследования социального рав­новесия - полезно также разделить этот класс па две части; выделим тех, кто прямо

239

или косвенно играет заметную роль в управлении обществом и составляет правящую элиту; остальные образуют не управляющую элиту.

Например, знаменитый шахматист, конечно, входит в элиту; однако столь же оче­видно, что его заслуги в шахматах не открывают ему путь к участию в управлении обществом; следовательно, если это не связано с какими-то другими его качествами, то он не принадлежит к правящей элите. Любовницы абсолютных монархов часто принадлежат к элите благодаря либо красоте, либо уму, однако лишь некоторые из них, обладавшие к тому же особыми способностями в сфере политики, принимали участие в управлении.

Итак, мы имеем две страты населения, а именно: 1) низшая страта, не элита, отно­сительно которой мы пока не выясняем, какую роль она может играть в управлении; 2) высшая страта, элита, делящаяся на две части: (а) правящая элита; (Ь) не управляющая

элита.

794. На практике не существует экзаменов для определения места каждого инди­вида в этих стратах; их отсутствие восполняется другими средствами, с помощью сво» его рода этикеток, которые более или менее достигают данной цели. Подобные эти­кетки существуют также и там, где есть экзамены. Например, этикетка адвоката обо­значает человека, который должен знать закон, и часто действительно его знает, но иногда не обладает необходимыми знаниями. Аналогичным образом в правящую эли­ту входят люди с этикетками о принадлежности к политической службе достаточно высокого уровня, например министры, сенаторы, депутаты, начальники отделов мини­стерств, председатели апелляционных судов, генералы, полковники, однако при этом необходимо исключить тех, кому удалось проникнуть в их ряды, не имея соответст­вующих полученной этикетке качеств.

Таких исключений гораздо больше, чем в случаях с врачами, инженерами или же теми, кто стал богатым благодаря своему мастерству, кто обнаружил свой талант в музыке, литературе и т. п., в частности, потому, что во всех этих сферах человеческой деятельности этикетку получает непосредственно каждый индивид, в то время как у элиты часть этикеток передается по наследству, как, например, связанные с богатст­вом. В прошлом и в правящей элите были также наследовавшие свое положение, сей­час таковыми являются лишь монархи; однако если наследование в прямом смысле исчезло, то оно все еще сохраняет свое значение косвенным образом. В ряде стран унаследовавший крупное состояние легко получаст назначение сенатором или избира­ется депутатом, покупая избирателей и обольщая их, изображая себя, если это требу­ется, ярым демократом, социалистом, анархистом. Богатство, родственные связи, от­ношения играют роль также во многих других случаях и делают возможным получе­ние этикетки о принадлежности к элите в целом или к правящей элите в частности тем, кто не должен был бы ее иметь.

795. В случае, когда социальной общностью является семья, этикетка главы семьи служит тем, кто в нее входит. В Риме тот, кто становился императором, как правило, включал своих вольноотпущенников в высший класс, более того, часто - в правящую элиту. Впрочем, некоторые или многие из этих вольноотпущенников, участвовавших в управлении, обладали хорошими или плохими качествами, для того чтобы заслужить собственной доблестьюэтикетку, дарованную цезарем.

796. Если бы все эти отклонения от основной модели были малозначительными, то ими можно было бы пренебречь, как па практике ими пренебрегают в тех случаях, когда для отправления определенной службы требуется диплом. Известно, что некото-

.

рые люди имеют дипломы незаслуженно; по в конце концов опыт показывает, что в общем это обстоятельство можно не учитывать. По крайней мере можно не учитывать в некоторых аспектах - там, где они составляли бы относительно постоянное число, то есть там, где мало что или ничего не меняло бы пропорцию по отношению к классу в целом людей, обладающих его этикеткой, не имея для этого необходимых качеств. Однако реальное положение вещей в пашем обществе, с которым нам приходится сталкиваться, отличается от двух описанных ситуаций. Отклонений не настолько мало, чтобы ими можно было пренебречь; их число меняется, и отсюда проистекают очень важные для поддержания социального равновесия проблемы; поэтому следует изучать их специально. Кроме того, необходимо попять, каким образом смешиваются различ­ные группы населения. Тот, кто из одной группы переходит в другую, приносит с со­бой, как правило, определенные склонности, чувства, предрасположенности, приобре­тенные в той группе, из которой он происходит; и с этим обстоятельством следует считаться. Подобный феномен в том случае, когда рассматриваются только две группы - элита и не элита, называется "циркуляция элит" (circulation cles elites).


 
Используются технологии uCoz