Факультет
политологии МГИМО МИД России
|
||||
"О
ПОНЯТИИ "ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ"
Власть понимается здесь как посредник, тождественный деньгам, циркулируют1111 внутри того, что мы называем политической системой, но выходящий далеко за рамки последней и проникающий в три функциональные подсистемы общества (как я их себе представляю) - экономическую подсистему, подсистему интеграции и подсистему поддержания культурных образцов. Прибегнув к очень краткому описанию свонств, присущих деньгам как экономическому инструменту подобного типа, мы смож лучше понять и специфику свойств власти. Псньги, как утверждали классики экономической науки, одновременно представ-собой и средство обмена, "ценностный эталон". Деньги - это символ в том смыс-ля то измеряя и, следовательно, "выражая" экономическую ценность или полезность, яе пни не обладают полезностью в изначальном потребительском значении слова. п ги имеют не "потребительскую стоимость", а только "стоимость меновую", то 1, позволяют приобретать полезные веши. Деньги служат, таким образом, для обме-е поедложениями о продаже или, наоборот, о покупке полезных вещей. Деньги ставятся главным посредником только тогда, когда обмен не носит обязательного ха подобно обмену дарами между некоторыми категориями родственников, или рактера, огда он не совершается на основе бартера, то есть обмена равноценными вещами и услугами. Восполняя нехватку прямой от себя пользы, деньги наделяют того, кто их получаст четырьмя важными степенями свободы в том, что касается участия в системе всеобщих обменов: 1) свободой тратить полученные деньги на приобретение какой-либо вещи или набора вещей из числа наличествующих на рынке и в пределах имеющихся средств; 2) свободой выбирать между многими вариантами желаемой вещи; 3) свободой выбирать время, наиболее подходящее для покупки; 4) свободой обдумывать условия покупки, которые в силу свободы выбора времени и варианта предложения человек может, смотря по обстоятельствам, принять Или отвергнуть. И напротив, в случае с бартером участник торга связан тем, что его партнер имеет или желает иметь в обмен на то, что он имел, и уступит в данный момент. Вместе с получением четырех степеней свободы человек, конечно, подвергается риску, связанному с гипотетичностью предположения о том, что деньги будут приняты другими и что их ценность останется неизменной. Первые деньги были посредником, стоявшим еще очень близко к товару, - самым известным примером этого являются драгоценные металлы, и многие до сих пор полагают, что стоимость денег "действительно" основывается на рыночной стоимости их металлической основы. На этой основе тем не менее в развитых финансовых системах была возведена сложная структура инструментов кредитования, в которой только ничтожная часть сделок действительно совершалась с использованием металлических денег - они превращаются в "резерв", приберегаемыиТта-всякий случай, и используются главным образом для сведения международных балансов. Ятюдробпее остановлюсь "а природе кредита в другой части статьи. Сейчас же достаточно сказать, что, как бы в некоторых случаях ни было важно наличие металлических резервов, вес современные финансовые системы функционируют, опираясь преимущественно не на металл как реального посредника, а на деньги "без стоимости". Более того, принятие этих денег ез стоимости" основывается на определенном доверии, институционализированном Финансовой системе. Если бы гарантия денежных обязательств покоилась только на конвертируемости в металлическую монету, тогда в подавляющем большинстве учаев они бы обесценились по той простой причине, что общее количество металла жст ""крыть лишь малую долю денег. д "вконец, деньги "хороши", то есть функционируют как посредник, только в недрах сег °4110 определенной сети рыночных отношений, которая действительно достигла ния 1Я ""Р0®0™ Уровня, но поддержание которой требует специальных мер обсспече-ад^ ^"Конвертируемости национальных валют. Такая система есть область вирту-обменов, в которой деньги могут быть потрачены, но в недрах которой поддер- живаются определенные условия, обеспечивающие системе защиту и управлеп стороны как закона, так и ответственных властей, контролируемых законом. е с0 Аналогичным образом понятие институциопализированной системы власти де всего выдвигает на первый план систему отношений, в рамках которой некпт 1К' виды обещаний и обязательств, навязанных или взятых добровольно - наприм ')1>1С соответствии с договором, - рассматриваются как подлежащие исполнению, то ° нормативно на установленных условиях уполномоченные деятели могут потребов '' их выполнения. Кроме того, во всех установленных случаях отказа или попыток отш ь от повиновения, посредством чего деятель пробует уклониться от своих обязательст а их "заставят уважать", угрожая ему реальным применением ситуационно-негативны' санкций, выполняющих в одном случае функцию устрашения, в другом - наказания Именно события в случае с деятелем, о котором идет речь, намеренно изменяют (или угрожают изменить) ситуацию ему во вред, каково бы ни было конкретное содержание этих изменений. Власть, таким образом, является реализацией обобщенной способности, состоящей в том, чтобы добиваться от членов коллектива выполнения их обязательств, легитими-зированных значимостью последних для целей коллектива, и допускающей возможность принуждения строптивых посредством применения к ним негативных санкций кем бы ни являлись действующие лица этой операции. Читатель заметил, что для определения власти я употребил понятия "обобщение" и "легитимация". Добиться обладания полезным предметом, выменяв его на другой предмет, ire означает совершить денежную сделку. Таким же образом^ из^ моего определения следует, что добиться удовлетворения своего желания, определено оно как обязателЕСтвообъекта или нет. посредством простой угрозы со стороны превосходящей силы не составляет акта властвования. Я хорошо знаю, что большинство представителей политической науки выбрали бы другое определение и увидели бы здесь пример властвования (соответствующий, например, определению Даля), но я намерен придерживаться собственного определения и изучать вытекающие из него следствия. Способность обеспечивать удовлетворение желания должна быть обобщенной, чтобы можно было называть ее властью в том смысле, который я придаю этому термину, а не быть только функцией отдельного применения санкции, которую в состоянии наложить одно лицо'; и наконец, использованный посредник должен быть "символическим". На второе место среди свойств власти я поставил легитимацию. Это с необходимостью вытекает из моего понимания власти как "символической", которая, будучи смененной на что-нибудь действительно значимое для эффективности сообщества, а именно на повиновение, не оставляет приобретателю выгоды, то есть лицу, выполнившему обязательство, "никакой ощутимой ценности". Это значит, что ему не остается ничего другого, кроме совокупности антиципации, а именно: при других условиях и в других случаях он может напомнить оо определенных обязательствах со стороны иных сообществ. В системах власти легитимация является, таким образом, фактором, аналогичным доверию при взаимном согласии на прип тие денежной единицы и се стабильности в финансовых системах. Оба критерия объединены тем, что если легитимность обладания и использован власти подвергается сомнению, то это ведет к использованию все более сильнь-средств, способствующих достижению повиновения. <...><...> Теперь мы в состоя" затронуть последнюю из тех важных проблем, которые было решено разобрать в р^ ках настоящей статьи и которая состоит в том, чтобы выяснить, является ли впа задачей с нулевой суммой в том смысле, что в системе всякое приращение власти с - л является действенной причиной утраты соответствующего количества власти 11ице ми единицами - Б, В, Г... Сравнение с деньгами, на котором мы настаивали с ;1^ n начала, могло бы помочь в поисках ответа, который при некоторых обетоятель-сам v бУД^ явн0 утвердительным, но ни в коем случае не будет таковым при любых Обстоятельствах. рпучай с деньгами ясен: при разработке бюджета, призванного распределить юшийея доход, всякое выделение средств по какой-то одной статье должно осуще-им пяться за счет других статей. Вопрос в том, чтобы выяснить, действуют ли подоб-ст е ограничения в экономике, понимаемой как глобальная система. В течение долгого " смени многим экономистам так и казалось; и это был самый серьезный недостаток нежней "количественной теории денег". Самой явной политической аналогией здесь является распределение власти в рамках обособленного сообщества. Вполне очевидно, ито если А, который ранее занимал положение, сопряженное с реальной властью, перемещен рангом ниже и на его месте теперь находится Б, то А утрачивает власть, а Б ее получает, причем общая сумма власти в системе остается неизменной. Многие теоретики, в том числе Г. Ласуэлл и Ч. Райт Миллс, полагали, что это правило является одинаково справедливым для всей совокупности политических систем. Самым очевидным и серьезным фактом, разбившим теорию нулевой суммы, было учреждение кредита коммерческими банками. Случай этот настолько важен в качестве демонстрационной модели, что требует краткого разъяснения. Когда вкладчики вкладывают свои деньги в банк, они не только помещают их в надежное место, но и передают в распоряжение банка, который может дать их в долг. Поступая так, депозиторы ни в коей мере не теряют права собственности на свои деньги. Вклады возвращаются с полном размере по заявлению вкладчика, причем единственные общепринятые ограничения здесь определяются режимом работы банка. Банк все же использует часть вкладов для предоставления кредита под проценты, в силу чего он не только передает в распоряжение заемщика энную сумму денег, но и принимает в большинстве случаев обязательство требовать возврата займа только в полном соответствии с заключенным договором, который в целом оставляет за заемщиком свободу действий, ничем не нарушаемую в течение условленного срока, или обязывает его произвести обговоренные заранее выплаты ввиду амортизации займа. Другими словами, одни и те же деньги начинают выполнять "двойную функцию": они рассматриваются как собственность и депозиторами, хранящими документы на вклады, и банкиром, получившим право одалживать эти деньги, как "свои собственные". Таким образом, происходит возрастание суммы денег в обороте, измеряемое количеством текущих займов по отношению к объему бессрочных вкладов'. <•••> Таким же образом попытаемся теперь провести точный анализ систем власти. ое предположение состоит в том, что существует круговое движение между политиче-и сферой и экономикой; суть его в обмене фактора политической Э(1)фективности - в "юм случае участия в контроле над продуктивностью экономики - на экономический ультат, состоящий в контроле над ресурсами, способном, например, принять форму ^чционного займа. Это круговое движение регулируется посредством власти в том сле' что фактор, представленный подлежащими исполнению обязательствами, в ча- стпости обязательством оказания услуг, с лихвой уравновешивает результат ппр ленный открывшимися для эффективного действия возможностями. а11- Мое предположение состоит в том, что одно из условий стабильности этой мы циркуляции состоит в равновесии факторов и результатов властвования с то""6 другой стороны. Это - иной способ сказать, что данное условие стабильности в с что касается власти, формулируется идеальным образом как система с нулевой ом' мой, хотя то же самое неверно, по причине инвестиционного процесса, для вовлеч ных в оборот денежных средств. Система кругового обращения, присущая политп '' ской С(})ере, понимается тогда как место привычной мобилизации ожиданий относ тельно их исполнения; эта мобилизация может осуществляться двумя способами- лип мы напоминаем об обстоятельствах, которые вытекают из прежних договоренностей являющихся в некоторых случаях, как, например, в вопросе о гражданстве, правоустч" навливающими; либо мы берем на себя в установленных пределах новые обязательства, заменяющие старые, уже выполненные. Равновесие характеризует, конечно, всю систему, а не отдельные ее части. <...> Существует ли политический эквивалент банковской системы - средство, которое пробило бы брешь в круговом обороте власти, позволив внести весомые добавки к тому количеству власти, которое содержится в системе? Смысл моих рассуждений в доказательстве того, что такое средство существует и что его источник находится в системе поддержки, то есть в зоне обменов между властью и влиянием па нее, между политической системой и системой интеграции. Прежде всего я предполагаю, и это особенно наглядно в случае с демократическими избирательными системами, что политическая поддержка должна рассматриваться как обобщенная уступка власти, ставящая в случае победы на выборах избранных лидеров в положение, аналогичное положению банкира. "Вклады" власти, сделанные избирателями, могут быть отозваны - если не тотчас, то хотя бы на следующих пыбо-, pax и на условии, аналогичном режиму работы банка. В некоторых случаях выборы связаны с условиями, сопоставимыми с бартером, точнее говоря, с ожиданием выполнения некоторых конкретных требований, отстаиваемых стратегически мыслящими избирателями, и ими одними. По особенно важно, что в системе, которая является плюралистической с точки зрения не только состава сил, осуществляющих политическую поддержку, но и проблем, подлежащих разрешению, такие лидеры получают свободу действия для принятия различных, обязательных для исполнения решений, затрагивая в этом случае и другие группы общества, а не только те, чей "интерес" был удовлетворен непосредственным образом. Эту свободу можно представить как ограниченную круговым потоком: другими словами, можно сказать, что (фактор власти,^ проходящий по каналу политической поддержки, будет самым точным образом урз^, повешен его результатом - политическими решениями в интересах тех групп, которые их специально требовали. Существует все же другая составляющая свободы избранных лидеров, которая i является здесь решающей. Это свобода использовать влияние - например, благодар престижу должности, не совпадающему с объемом причитающейся ей власти, - чт предпринять новые попытки "уравнять" власть и влияние. Это использование влня"' для увеличения общего предложения власти. Как это можно себе представить? Важно то, что связь между средствами, используемыми для позитивных и "erar^. ных санкций, есть инверсия случая с созданием банковского кредита. Там речь № вительно шла об использовании власти, конкретизированной в обязательности и нения кредитных соглашений, которая и позволяла "почувствовать разницу". Здс
о способности выборочного осуществления влияния посредством убежде-речь ид ^^ ^^ процесс выполняет свою роль посредством функции управлс-1111)1 ппая - с помощью отношений, поддерживаемых с различными аспектами 11ИЯ' к 'пы электорального корпуса сообщества, - порождает и структурирует новый стрУ^Р^ ^^g специфического спроса на решения. "спрос ^д^]о сказать, что подобный спрос - применительно к тем, кто принимает Тогда i - оправдывает растущее производство власти, что стало возможным именно ^а1к обобщенного характера мандата политической поддержки; поскольку этот мац-и3'3 ]дан не на основе бартера, то есть в обмен на конкретные решения, но вследствие дат "уравнения" власти и влияния, которое установилось посредством выборов, он т0 ястея средством осуществления, в рамках конституции, того, что на правительст-я том уровне кажется наиболее соответствующим "всеобщему интересу". В этом 0 „g руководителей можно сравнить с банкирами или "брокерами", которые могут мобилизовать обязательства своих избирателей таким образом, что совокупность обязательств, взятых всем сообществом, увеличивается. Это возрастание должно все же быть оправданным мобилизацией влияния: нужно, чтобы оно одновременно воспринималось как соответствующее действующим нормам и применимое к ситуациям, "требующим" действия на уровне коллективных обязательств. Критической для оправдания проблемой является в определенном смысле проблема консенсуса, его воздействия на тот ценностный принцип, каким выступает солидарность. Критерием,-'соответствующим этому ценностному принципу, становится, следовательно, консенсус. В этом случае возникает задача нахождения основы, позволяющей нарушить круговую стабильность системы власти с нулевой суммой. Решающим для этого является то, что подобное может произойти, когда сообщество и его члены готовы взять на себя новые, подлежащие исполнению обязательства за рамками и сверх тех, которые были в силе раньше. Тогда возникает насущная потребность оправдать подобное расширение и трансформировать "чувство" того, что необходимо что-то предпринять, в обязательство предпринять э(})фективное действие, содержащее при необходимости принудительные санкции. В этом процессе сильный деятель представлен избранными руководителями - в той мере, в какой к ним применима аналитически независимая характеристика позиции власти, присущей выполняемой ими функции, определяющая лидера как человека, обремененного поиском необходимого обоснования для политических программ, которые не были бы приняты в случае кругового оборота власти. Можно предположить, что сравнение с кредитом, наряду с прочими, оказывается верным с точки зрения его временного измерения. Потребность в большей эффективности, необходимой для выполнения новых программ, составляющих добавку к общей грузке сообщества, влечет за собой изменения на уровне организации посредством ого сочетания производственных факторов, развития новых организмов, ангажиро-""ости персонала, выработки новых норм и даже модификации основ легитимации. дователыю, избранные лидеры не могут считаться по закону ответственными за 'едленное выполнение, и, наоборот, нужно, чтобы источники политической под-ржки лазали им доверие, то сеть не требовали немедленной "оплаты" - в момент тов 01ЦИХ сборов - той доли власти, которую имели их голоса, решениями, продик- эччыми их собственными интересами. ответ оме^110' может быть, называть ответственность, принимаемую в этом случае, вепн '^""^'''ыо руководства, подчеркнув ее отличие от административной ответст-ч> сосредоточенной на повседневных функциях. В любом случае я хотел бы представить процесс возрастания власти способом, строго аналогичным экономи скому инвестированию в том смысле, что "возмещение" должно повлечь за собой е" вышение уровня коллективного успеха в направлении, выявленном выше, а имп повышение эффективности коллективного действия в зонах с обнаружившейся цещ °' стыо, о которой никто не подозревал, если бы лидер не пошел на риск, подобно ппе ' принимателю, решившемуся на инвестиции. <...> |
||||
|
||||