Факультет
политологии МГИМО МИД России
|
||||
"ФРАГМЕНТЫ
НОВОГО ЛИБЕРАЛИЗМА"
У либералов всегда были сложные отношения с категорией государства всеобщего благоденствия. Поскольку гражданские права были традиционно центральной темой в их программных установках, многие либералы сосредотачивали свое внимание на юридических и политических аспектах этих прав: прежде всего равенство перед законом, всеобщее избирательное право и политические свободы. Вначале, по их мнению, должно быть создано формальное равенстчо, а затем граждане будут действовать по собственному усмотрению. Подобно тому, как рынок устанавливал обязательные для всех участников правила игры, в политическом сообществе граждане получают, лишь определенные возможности для участия в его жизнедеятельности. <...>
Я предпочитаю понятие "социальное государство": оно обеспечивает всех членов общества всей полнотой гражданских прав. <„.> Никто не в праве сосредотачивать в своих руках такие инструменты власти (экономические или политические), которые позволили бы ему ущемлять гражданские права ближнего. Каждый должен обладать возможностью обрести по крайней мере минимально достойные условия жизни. Иными словами, существует верхняя и нижняя граница цивилизованного существования. Этими границами очерчивается пространство гарантированных прав для всех. <...> В разных странах структура социального государства варьируется. В некоторых из них, например в Великобритании, краеугольным камнем в фундаменте государственного здания стало здравоохранение, в других - система образования и забота о престарелых. Одни полагаются на государство как на гаранта прав, другие предпочитают систему частного страхования. Границы между бюджетными ассигнованиями и частными взносами в социальном обеспечении в различных странах определялись по-разному. <...> Демократические изменения приводят к существенным сдвигам как в тех слоях населения, которые оплачивают социальное государство, так и в тех, кто ожидает от пего помощи. Суть подобной тенденции, по-видимому, могла бы быть определена как падение значения, да и самого объема оплачиваемого труда. Л это порождает структурные проблемы социального государства, которое зиждется на труде, понимаемом как профессиональная деятельность. Такие структурные сдвиги возводят барьеры, которые становится все труднее преодолевать: где взять средства на то, чтобы выполнять обещания, данные социальным государством. <...> Все большее число правительств убеждается, что поле их маневра очень ограничено до тех пор, пока они не установят жестокий контроль над государственными расходами, но и в этом случае пространство расширяется лишь ненамного. <...> Социальное государство нуждается в формировании бюджетного аппарата, а он-то и не способен разглядеть индивидуальные запросы, для удовлетворения которых был создан. <...> Устрашающе явление современной жизни - бюрократизация - в немалой степени порождено самим социальным государством; значит, такое государство не способно выполнить наиболее важные задачи, которые оно само поставило. К этому следует добавить, что завтра, может статься, не будут уже иметь значение проблемы, ради решения которых было создано традиционное социальное государство. В основе традиционного социального государства лежит категория общества, в котором главным является труд. Это государство финансирует только занятая в производстве часть населения; оно к тому же всецело привязано к людям, для которых профессиональная деятельность является целью жизни: образование - подготовка для профессионального труда; здоровье - лишь показатель способности трудиться, уход на пенсию - • заслуженная награда за тяжелую трудовую жизнь; пособие по безработице - лишь временная помощь людям, попавшим в сложную ситуацию, может быть, в связи с болезнью |; или несчастным случаем. По что, если истинная проблема состоит в том, что значитель-! ное число людей не считаются официально признанными членами, общества? Если общество, основанное на труде, только часть действительности, а 5 или 10% его состава находятся вне этой действительности? Если в обществе, основанном на труде, уже не хватает категорий, дабы определить, чего люди хотят и к чему склонны? Все-таки нижеследующие принципиальные предложения можно было бы рассматривать как первые ответы на вопросы социального государства:
1. Ни замысел традиционного социального государства (реальные гражданские права для всех), ни его метод (перераспределение доходов) отнюдь не были ошибочными. Надо учесть на будущее, что инструменты перераспределения следует приспособить к налогообложению таким образом, чтобы правительство помогало тем, для кого без такой помощи гражданские права оказались бы пустыми обещаниями. Иными словами, речь отнюдь не идет о демонтаже социального государства. 2. Конечно, настоятельно необходимо и желательно упростить функции социального государства. Его цель ясна: гарантировать всем гражданам минимальный уровень цивилизованного существования, но при этом отнюдь не пытаться в каждом случае проявлять особую (и всегда недостаточную) заботу. Для достижения основных целей требуются механизмы и способы финансирования, причем, безусловно, предпочтительными выглядят такие полуавтоматические механизмы, как выплата налоговых компенсаций и поддержание минимально гарантированного уровня доходов. 3. Следует четко определить соотношение между объемом государственных обяза тельств и размерами индивидуальных налоговых платежей, что необходимо для решения проблемы финансирования принятых государством социальных программ. 4. Возникает вопрос: а где предел применению этого принципа? Очевидно, в первую очередь надо помогать наиболее нуждающимся и тем, кто не может выбраться из нищеты без посторонней помощи. Отсюда следуют неоднозначные выводы, и прежде всего в отношении медицинского обслуживания. <...> Однако <...> трудно представить себе, как можно сколько-нибудь серьезно исправить недостатки социального государства без значительного решения сферы частных услуг в том же, допустим, здравоохранении, сделав так, чтобы граждане в разумной мере участвовали в издержках медицинской службы. 5. К тем, кто в новой социальной ситуации испытывает наибольшую нужду, относится молодежь. <..> 6. Рука об руку с этими мерами должно идти установление новых отношений между государственными и частными, а также - что еще важнее - между бюрократическими и децентрализованными ведомствами социальных служб. Уже сегодня во многих местах государственные бюрократические учреждения заменяются сетью гражданских муниципальных и частных групп. <...> 7. Получит ли поддержку сеть малых групп социальной помощи, зависит отчасти от политического выбора, отчасти от денежных средств. <...> 8. Все эти предложения имеют предпосылкой один основополагающий принцип. Я имею в виду роль труда, прежде всего в форме профессиональной деятельности. Сегодня уже нет большого смысла ставить выбор образования в зависимость от сиюсскуидиого спроса на профессии или уход на пенсию - от продолжительности и тягот трудовой жизни. Точно так же само социальное государство завтрашнего дня не следует рассматривать как простое предложение общества, основанного на труде. Наделе из этого следует: никакая налоговая система, основной опорой которой является обложение доходов, не годится для будущего. <...> Если мы перестаем смотреть на труд как на центр и опору человеческого существования, то меняется и оценка того, что экономисты называют "добровольной безработицей" и "неофициальной экономикой". <...> В какой мере вышеизложенные принципы являются либеральными? Скорее всего это попытка дать импровизированные ответы на новую ситуацию, без догматизма и идеологизации действительности. Далее, моя идея состоит в том, что активность требуется от каждого. Не исключая необходимости государственного вмешательства, в том числе и в форме перераспределения доходов, я полагал дать здесь беглый набросок предложений: меньше государства, больше децентрализации. Это попытка нашу-
пать подходы к такому миру, в котором рост доходов не сопровождается нелепыми диспропорциями. В основе подобного подхода лежит убеждение, что никакие крушения устоев в конце XX в. не могут заслонить идеал свободы. |
||||
|
||||