Факультет политологии МГИМО МИД России
"ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ГОСПОДСТВО"

"Харизмой" следует называть качество личности, признаваемое необычайным, бла­годаря которому она оценивается как одаренная сверхестественными, сверхчеловече­скими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступ­ными другим людям. Она рассматривается как посланная богом или как образец. (Пер­воначально это качество обусловлено магически и присуще как прорицателям, так и мудрецам-исцелителям, толкователям законов, предводителям охотников, поенным ге­роям.) Как бы "объективно" правильно ни было оценено соответствующее качество с этической, эстетической или иной точки зрения, абстрактно совершенно неважно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизмс, "приверженцами".

В свободной от ценностных суждении социологии совершенно одинаково рассмат­ривается харизма "великих" ^"ероев, пророков, спасителей), 'а также харизма "берсер-ксра"". маниакальные припадки которого, по-видимому, несправедливо приписывали применению определенных ядов. В средневековой Византии содержалось несколько шаманов (магов, предпосылкой экстазов которых и чистом виде считается возмож­ность эпилептоидных припадков), одаренных харизмой н форме военного неистовства, которое считалось разновидностью военного оружия. К их числу можно отнести учре­дителя секты мормонов3 (по-видимому, представляющего в действительности рафини­рованный тип афериста) или предоставленного в распоряжение собственным демаго­гическим успехам литератора, наподобие Курта Эйспера4.

1. Вопрос о значимости харизмы решает признание подчиненных - изначально всегда по­средством чуда. Эго подтверждаемое доказатсльсгвом свободное признание рождено из склонности к откровению, из почитания героев, из упования на вождя. 11о это признание (при настоящей харизме) не является основой легитнмпости, оно - долг тех, кто обязан признать это качество в силу своего места и приведенного доказательства. Такое "признание" психоло­гически является целиком личной, основанной па вере склонностью, рожденной из вооду-' шевления или нужды и надежды.

Ни один пророк не считает свое качество независимым от мнения массы о нем, ни один венценосный король или хариз.матпчсский герцог не рассматривал противодей­ствие или пассивность иначе как противное долгу: неучастие в формально-волюнтаристски организованном вождем походе высмеяно по всем мире.

Вебер Маке (1864 - 1920) - нсмсцкпн социолог, философ, историк. На русском языке опуб­ликованы его работы "История хозяйства" (1923), "Аграрная история древнего мира" (1923). Пуб­ликуемым текст на русском языке печатается впервые.

Перевод главы из книги "Griinciri dcr Sozialkonomik". 111. Abluilung. Wirtsclial't and Gescllschaft von Max Weber. - Т bingen: Vcrlag von J. C. B. Molir (Paul Siebeck), 1925.

" Бсрсеркер (от древченорв. bcrserkr)-древнсекапдннавскнн витязь, неистовствующий воин, беснующийся человек.

Речь идет о Дж. Смите, основавшем в С111Л (1830) секту мормонов, он был объявлен своими последователями пророком. Глава мормонской церкви считается пророком и сснчас.

4 Курт Эиснер (1867 - 1919) -деятель германского рабочею движения, журналист. Активный участник Ноябрьском революции 1918 г., был председателем рабочего, солдатского и крестьян­ского совета в Мюнхене, затем возглавлял республиканское правительство в Баварии.

' 2. Если доказательства долго не приходят, то это свидетельствует о том, что ода­ренный харизматической милостью покинут своим богом или потерял свою магиче­скую или героическую силу. Если продолжительное время ему изменяет успех, и в первую очередь, если его руководство не приносит благополучного исхода подчинен­ным, то его харизматический авторитет может исчезнуть. В этом состоит подлинный смысл харизматической "божественной благодати".<...>

3. Господствующий союз - эмоциональная общность. Управленческий штаб хариз-матических лидеров - это не специально обученное "чиновничество". Штаб подбирает­ся не с учетом сословной принадлежности, не с точки зрения происхождения или лич­ной зависимости, он подбирается по харизматическим качествам: "пророку" соответ-' ствуют "ученики", "военному князю" - "свита", "вождю" вообще - "доверенные люди". Не существует ни "устройства на службу" или "смещения с должности", ни "карьеры", ни "продвижения". Есть только призвание, соответствующее интуиции вождя на осно­ве харизматического качества призываемого. Не существует никакой "иерархии", но только содействие вождя в случае, если обнаруживается харизматическая недостаточ­ность управленческого штаба-для задачи, к решению которой он призван. Не сущест­вует не только никакой "служебной епархии" и "компетенции", но также никакой ап­роприации должностной власти посредством "привилегии". Но есть (по возможности) местные или предметные границы харнзмы и "послания". Нет никакого-"содержания" и никакого "дохода". Но ученики или последователи живут (изначально) с господином в отношениях любви или товарищеской коммуны на средства меценатов. Не сущест­вует никаких постоянно закрепленных "ведомств", а только харизматически, в соот­ветствии с важностью поручения господина и в соответствии с собственной харизмой, доверенные посланцы. Не существует никакого регламента, нет никаких абстрактных правовых положений, никаких ориентированных на них правовых форм, никаких ори­ентированных на традиционные прецеденты правовых премудростей и судебных ре­шений. Но по форме своей право актуально творится от случая к случаю, первона-ч чально в соответствии с божественными изречениями и откровениями. Но по существу'! для всех форм харизматического господства имеет значение: "здесь написано - но я г говорю вам". Настоящий пророк, как и подлинный военный предводитель, как.и лю-1';

бой истинный вождь вообще, возвещает, создаст, требует новые заповеди - в началь-" ном смысле харизмы; в силу откровения, прорицания, внушения или в силу конкрет-1 ной воли к преобразованию, которая признается единомышленниками по вере, ору-1 жию, партии или другой общности из-за источника этой воли. Признание соразмерно долгу. Поскольку одному указанию не противостоит конкурирующее указание с при­тязанием на харизматическую значимость, существует только решительная борьба за э вождя с помощью магических средств или (обязательного как долг) признания общи- 'л ной. В этой борьбе с необходимостью может выступать на одной стороне только прав- ^ да, на другой - только неизбежно греховная неправда. ;(:

Харизматическое господство, будучи внеобыденным, резко противопоставлено как ра-" циональному, особенно бюрократическому, так и традиционному, в особенности патриар-_ хальному и патримониальному или сословному. Два последних - специфические формы Обыденности в господстве, истинно харизматическое являет собой специфически противо­положное. Бюрократическое господство специфически рационально в смысле связанности.:) дискурсивно анализируемыми правилами, харизматическое специфически иррационально»• в смысле отчужденности от правил. Традиционное господство связано прецедентами про- " шдого, и постольку ориентировано на правила, харизматическое • господство разрушает"

прошлое ^внутри своей области), и в этом смысле оно специфически революционно. Оно не знает апроприации власти по образцу владения товарами ни хозяевами, ни сословными силами Но легитимно оно лишь постольку и до тех пор, пока^личная харизма в силу дока­зательства "значима", то есть^цаходит признание и используется доверенными людьми, учениками последователями только па время харизматической доказательности. <...>

 
Используются технологии uCoz