Факультет
политологии МГИМО МИД России
|
||||
"ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ
ГОСПОДСТВО"
"Харизмой" следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям. Она рассматривается как посланная богом или как образец. (Первоначально это качество обусловлено магически и присуще как прорицателям, так и мудрецам-исцелителям, толкователям законов, предводителям охотников, поенным героям.) Как бы "объективно" правильно ни было оценено соответствующее качество с этической, эстетической или иной точки зрения, абстрактно совершенно неважно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизмс, "приверженцами". В свободной от ценностных суждении социологии совершенно одинаково рассматривается харизма "великих" ^"ероев, пророков, спасителей), 'а также харизма "берсер-ксра"". маниакальные припадки которого, по-видимому, несправедливо приписывали применению определенных ядов. В средневековой Византии содержалось несколько шаманов (магов, предпосылкой экстазов которых и чистом виде считается возможность эпилептоидных припадков), одаренных харизмой н форме военного неистовства, которое считалось разновидностью военного оружия. К их числу можно отнести учредителя секты мормонов3 (по-видимому, представляющего в действительности рафинированный тип афериста) или предоставленного в распоряжение собственным демагогическим успехам литератора, наподобие Курта Эйспера4. 1. Вопрос о значимости харизмы решает признание подчиненных - изначально всегда посредством чуда. Эго подтверждаемое доказатсльсгвом свободное признание рождено из склонности к откровению, из почитания героев, из упования на вождя. 11о это признание (при настоящей харизме) не является основой легитнмпости, оно - долг тех, кто обязан признать это качество в силу своего места и приведенного доказательства. Такое "признание" психологически является целиком личной, основанной па вере склонностью, рожденной из вооду-' шевления или нужды и надежды. Ни один пророк не считает свое качество независимым от мнения массы о нем, ни один венценосный король или хариз.матпчсский герцог не рассматривал противодействие или пассивность иначе как противное долгу: неучастие в формально-волюнтаристски организованном вождем походе высмеяно по всем мире. Вебер Маке (1864 - 1920) - нсмсцкпн социолог, философ, историк. На русском языке опубликованы его работы "История хозяйства" (1923), "Аграрная история древнего мира" (1923). Публикуемым текст на русском языке печатается впервые. Перевод главы из книги "Griinciri dcr Sozialkonomik". 111. Abluilung. Wirtsclial't and Gescllschaft von Max Weber. - Т bingen: Vcrlag von J. C. B. Molir (Paul Siebeck), 1925. " Бсрсеркер (от древченорв. bcrserkr)-древнсекапдннавскнн витязь, неистовствующий воин, беснующийся человек. Речь идет о Дж. Смите, основавшем в С111Л (1830) секту мормонов, он был объявлен своими последователями пророком. Глава мормонской церкви считается пророком и сснчас. 4 Курт Эиснер (1867 - 1919) -деятель германского рабочею движения, журналист. Активный участник Ноябрьском революции 1918 г., был председателем рабочего, солдатского и крестьянского совета в Мюнхене, затем возглавлял республиканское правительство в Баварии. ' 2. Если доказательства долго не приходят, то это свидетельствует о том, что одаренный харизматической милостью покинут своим богом или потерял свою магическую или героическую силу. Если продолжительное время ему изменяет успех, и в первую очередь, если его руководство не приносит благополучного исхода подчиненным, то его харизматический авторитет может исчезнуть. В этом состоит подлинный смысл харизматической "божественной благодати".<...> 3. Господствующий союз - эмоциональная общность. Управленческий штаб хариз-матических лидеров - это не специально обученное "чиновничество". Штаб подбирается не с учетом сословной принадлежности, не с точки зрения происхождения или личной зависимости, он подбирается по харизматическим качествам: "пророку" соответ-' ствуют "ученики", "военному князю" - "свита", "вождю" вообще - "доверенные люди". Не существует ни "устройства на службу" или "смещения с должности", ни "карьеры", ни "продвижения". Есть только призвание, соответствующее интуиции вождя на основе харизматического качества призываемого. Не существует никакой "иерархии", но только содействие вождя в случае, если обнаруживается харизматическая недостаточность управленческого штаба-для задачи, к решению которой он призван. Не существует не только никакой "служебной епархии" и "компетенции", но также никакой апроприации должностной власти посредством "привилегии". Но есть (по возможности) местные или предметные границы харнзмы и "послания". Нет никакого-"содержания" и никакого "дохода". Но ученики или последователи живут (изначально) с господином в отношениях любви или товарищеской коммуны на средства меценатов. Не существует никаких постоянно закрепленных "ведомств", а только харизматически, в соответствии с важностью поручения господина и в соответствии с собственной харизмой, доверенные посланцы. Не существует никакого регламента, нет никаких абстрактных правовых положений, никаких ориентированных на них правовых форм, никаких ориентированных на традиционные прецеденты правовых премудростей и судебных решений. Но по форме своей право актуально творится от случая к случаю, первона-ч чально в соответствии с божественными изречениями и откровениями. Но по существу'! для всех форм харизматического господства имеет значение: "здесь написано - но я г говорю вам". Настоящий пророк, как и подлинный военный предводитель, как.и лю-1'; бой истинный вождь вообще, возвещает, создаст, требует новые заповеди - в началь-" ном смысле харизмы; в силу откровения, прорицания, внушения или в силу конкрет-1 ной воли к преобразованию, которая признается единомышленниками по вере, ору-1 жию, партии или другой общности из-за источника этой воли. Признание соразмерно долгу. Поскольку одному указанию не противостоит конкурирующее указание с притязанием на харизматическую значимость, существует только решительная борьба за э вождя с помощью магических средств или (обязательного как долг) признания общи- 'л ной. В этой борьбе с необходимостью может выступать на одной стороне только прав- ^ да, на другой - только неизбежно греховная неправда. ;(: Харизматическое господство, будучи внеобыденным, резко противопоставлено как ра-" циональному, особенно бюрократическому, так и традиционному, в особенности патриар-_ хальному и патримониальному или сословному. Два последних - специфические формы Обыденности в господстве, истинно харизматическое являет собой специфически противоположное. Бюрократическое господство специфически рационально в смысле связанности.:) дискурсивно анализируемыми правилами, харизматическое специфически иррационально»• в смысле отчужденности от правил. Традиционное господство связано прецедентами про- " шдого, и постольку ориентировано на правила, харизматическое • господство разрушает" прошлое ^внутри своей области),
и в этом смысле оно специфически революционно. Оно не знает апроприации
власти по образцу владения товарами ни хозяевами, ни сословными силами
Но легитимно оно лишь постольку и до тех пор, пока^личная харизма в силу
доказательства "значима", то есть^цаходит признание и используется
доверенными людьми, учениками последователями только па время харизматической
доказательности. <...> |
||||
|
||||