|
|
С.А
Марков Политические профессии
С.А.Марков
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ
Люди занимаются самыми разными делами. В том случае, если какая-либо сфера
человеческой деятельности становится важной для определенной части общества,
появляются индивиды, которые с ее помощью начинают зарабатывать себе на
жизнь. Тогда эта деятельность становится профессией.
Происходит это постепенно. В свое время, например, существовали просто преподаватели,
сейчас - учителя младших классов, предметники в школах, преподаватели высших
учебных заведений различных типов и т.д. Когда-то были просто врачи, сейчас
есть и терапевты, и хирурги, и фармацевты, и анестезиологи - причем по-настоящему
профессионально они могут заниматься только своим делом.
Первоначально не было и такой профессии, как рекламный агент. Поиском рекламы
занимались журналисты и непосредственно бизнесмены. Но потом произошла диверсификация
деятельности - и сформировались новые профессии. Иными словами, по мере
развития той или иной сферы общественной деятельности происходит ее профессионализация.
Не является исключением и политика. Развитие и институциона-лизация политики
означают ее профессионализацию.
Политика, в отличие, например, от управления, преподавания, военного дела
и других форм социальной (в широком смысле слова) активности, - относительно
новый для России феномен. Поскольку процесс институционализации данной сферы
в нашей стране еще далек от завершения, профессии в политике только-только
начинают формироваться. Поэтому существуют серьезные расхождения между идеалтипическим
(т.е. соответствующем практике стран с развитой, устоявшейся, стабильной
политической жизнью) и фактическим содержанием той или иной политической
профессии, между восприятием ее роли и функций на уровнях массового сознания
и соответствующего профессионального сообщества.
Как известно, в России политикой занимаются практически все. Но некоторые
занимаются ею профессионально (в том смысле, что она является основной сферой
их доходов). И это не только политики. Это и администраторы (чиновники,
управленцы, государственная бюрократия), и политические советники, и журналисты,
и политические публицисты, или идеологи, и партийные функционеры, и специалисты
в области избирательных технологий, и независимые аналитики. Описанию этих
профессий, а также существующих расхождений в понимании их социальных ролей
и посвящена настоящая статья.
Главным действующим лииом
в политике является, конечно, политик. Но не надо думать, что его роль
и функции в обшестве самоочевидны. По этому поводу существует немалая
путаница в головах как у простых обывателей, так и у самих участников
политического процесса.
Если рассматривать идеального политика, взяв в качестве оного обобщенный
тип, сложившийся в странах с устоявшимися демократическими институтами,
то его главная социальная функция -представительство и загцита интересов
различных социальных групп. (Такая социальная группа не обязательно должна
быть широкой: политик может выражать интересы узкого, например собственно
политического или политико-экономического, клана.)
Далеко не все существующие в обществе интересы являются социальными. Так,
в частности, не ограничена рамками какой-либо одной социальной группы
потребность в здоровой среде обитания. Тем не менее это - особый, а не
всеобщий интерес,жоторый вступает в противоречие с другими особыми интересами,
скажем с потребностью в экономическом росте ради повышения уровня жизни.
(Кстати, последний тоже присущ всем социальным группам, ведь в конечном
счете все они выигрывают в результате экономического роста.)
Политик же, повторю, отстаивает интересы конкретных социальных групп,
стараясь, при возможности, силой подавить противоположные. Такой подход
не обязательно означает войну. Речь может идти о силе моральной, идейной
или о силе закона. Но какая бы сила ни применялась, суть остается неизменной:
используя имеющиеся преимущества, политик пытается навязать обществу план,
отвечающий интересам той социальной группы, которую он представляет. Если
же он не в состоянии добиться реализации желаемого социального проекта
силой, ему приходится вступать в переговоры и заключать компромиссы с
другими политиками в целях координации различных социальных интересов.
Иными словами, деятельность политика неизбежно связана с такими понятиями,
как групповые интересы, сила и воля, а также компромисс и переговоры.
Здесь необходимо сделать одну оговорку. Групповые интересы определяют
деятельность политика в относительно спокойные периоды жизни общества.
В критические моменты, например во время войны, он, как правило, начинает
отстаивать общие интересы. Недаром в подобных ситуациях споры между политиками
обычно прекращаются, и нередко формируются так называемые правительства
национального согласия.
Для того чтобы максимально полно реализовать те или иные интересы, политик
должен заручиться благожелательным или хотя бы нейтральным отношением
большинства людей. Поэтому он часто пытается представить свою позицию
как выгодную всему об-
ществу. Таким образом,
политика оказывается теснейшим образом связана с понятие.» общего блага.
Утверждать, что именно он предлагает самое разумное, мудрое и удовлетворяющее
всех решение, - это отнюдь не нескромность, а профессиональная обязанность
политика.
Тот факт, что политик постоянно пытается выдать частные, групповые интересы
за всеобщие, вызывает раздражение у населения, и политиков начинают обвинять
в лжи. Это справедливо лишь отчасти. Выдавая групповой интерес за всеобщий,
политик действительно вводит общество в заблуждение, но нередко делает
это невольно, действительно веря в то, что обещает. Если он не будет убежден
в том, что говорит, ему' не будут верить и его слушатели - потенциальные
избиратели. У политика в глазах должен быть фанатичный огонь - тогда у
него будут последователи. Поэтому наличие убеждений - необходимое качество
политика.
Конечно, встречаются политики, преимущественно выходцы из интеллигенции,
которые пытаются встать над схваткой и найти зерно истины в доводах оппонентов.
Однако это политическая ошибка, превращающая политиков в просто умных,
но скучных в своем умствовании людей. Разум - область советников, область
политиков -страсть. Рациональные аргументы политика - или выражение слабости,
или просто форма, с помощью которой он подводит своих слушателей к ценностным
по своей сути суждениям.
В этом смысле не столь важно, есть ли у него опыт или, скажем, образование
(хотя все это, конечно, не помешает). Главное - верить в то, что предлагаешь
людям, и уметь их убеждать. Наличие опыта и знаний, сила воли, умение
найти решение политических и общественных проблем - все это приобретает
решающее значение уже на следующем этапе, когда политик приходит к власти
и становится государственным деятелем. Пока же он только политик, его
основная забота -установить диалог со своими потенциальными сторонниками,
заручиться их поддержкой и стать выразителем их интересов. Поэтому на
гребне политики часто оказываются люди, не выдерживающие даже самой благожелательной
критики, люди, которых с точки зрения морали и здравого смысла трудно
назвать не только достойными, но и просто порядочными.
Итак, завоевание поддержки населения - важнейшая задача политика, тогда
как решение стоящих перед обществом проблем - второстепенная. И сколько
бы мы ни возмущались тем, что политики уделяют преимущественное внимание
борьбе за влияние, оставляя общее благо, общественные проблемы на потом,
поделать здесь ничего нельзя, поскольку борьба за поддержку избирателей
является выражением сущности данной профессии.
Профессия политика характеризуется еще рядом черт, отличающих ее от других
политических профессий (например, от профессии адм инистратора):
• занимаясь публичной деятельностью,
политик высказывает свое мнение по наиболее острым вопросам жизни общества;
• политик формулирует цели, определяющие направление общественного развития;
• политик имеет право (и даже должен) ставить под сомнение идеи и действия
руководителей страны;
• политику положено иметь врагов - политических противников;
• политик обязан действовать жестко, быть борцом, иметь политическую волю;
• убеждая избирателей принять его точку зрения, политик не может обойтись
без определенной доли демагогии.
В завершение разговора о профессии политика хотелось бы остановиться на
нескольких распространенных мифах. Дело в том. что в России политик довольно
часто отождествляется с администратором, правительственным чиновником,
управленцем и, наоборот, в каждом администраторе, бюрократе имплицитно»
предполагается скрытый политик. Бюрократы воспринимаются не как нейтральные
фигуры, выполняющие волю политиков, а либо как ставленники политических
'группировок, либо как тайные хозяева общественной жизни, манипулирующие
политиками. Конечно, общество хотело бы видеть в чиновниках беспристрастных
управленцев, принимающих решения, исходя из объективных предпосылок, но
оно настолько не представляет себе возможности существования подобных
администраторов, что в общественном мнении не остается ниши для такой
социальной роли. Иными словами, для массового сознания политически нейтральная
бюрократия - вещь идеальная. Она очень желательна, но умонепостигаема,
что-то из области фантастики.
Другая особенность российского восприятия политической жизни заключается
в том, что массовое сознание отрицает право на частный интерес, точнее
- не на само его существование, а на публичное отстаивание. С точки зрения
общественной психологии частные интересы - нечто вроде воровства: воруют,
понятно, все, но воровать прилюдно - это уже слишком. По мнению большинства
россиян, только общие интересы имеют право на публичное выражение. Правда,
здесь возможны варианты. Политик, защищающий признанный частный интерес
(например, металлургов), однозначно воспринимается как продавшийся; однако
если он отстаивает частный интерес слабых в социальном отношении групп
(инвалидов, детей, работников отраслей, оказавшихся в результате реформ
в катастрофическом положении), то его деятельность признается достойной
(он как бы выполняет за общество необходимую работу).
В массовой мифологии существует свой образ идеального политика - героя,
борющегося против преобладающих сил зла. радетеля за народное счастье.
Если он не радеет и не страдает, значит - продался сильным мира сего.
По сути дела, массовое сознание ставит политика в экзистенциально напряженную
ситуацию борьбы абсолютного добра и абсолютного зла.
Поскольку с начала перестройки
народ уже видел многих политиков, претендовавших на звание героев, а жизнь
становилась все хуже и хуже, то реальные политики a priori оцениваются
негативно (тем более что в материальном плане их трудно отнести к наиболее
бедствующим категориям населения). В глазах общественного мнения они предстают
в качестве людей, которые, будучи призваны проводить общие интересы, защищают
интересы частные и в этом смысле фундаментально не соответствуют своему
предназначению. Наевшись обещаний рая на земле, за которыми следовали
кровь и страдания миллионов, массовое сознание не признает полезной общественной
роли политиков. Политика воспринимается россиянами как сфера господства
самых низменных страстей и, если можно так выразиться, социальных технологий:
обмана, корысти, предательства, провокаций, господства частных интересов
над общими.
Напрашивается вопрос: а стоит ли вообще обращать внимание на мифы? Дело,
однако, в том, что подобные мифы в отношении политиков - не искажение
реальности, а сама реальность, поскольку именно они определяют мышление
и поведение люден. Так, неприятие массовым сознанием частных интересов
заставляет каждого политика, желающего получить поддержку граждан, играть
рать общественного деятеля, отстаивающего общие интересы. У большинства
эта роль ассоциируется с управленцем (хозяйственником). Поэтому политикам
в России приходится надевать на себя личину беспристрастных, политически
нейтральных управленцев. Отсюда постоянные отмежевания: дескать, я не
политик, я хозяйственник. В 90 случаях из 100 это маскировка, к которой
политиков вынуждают господствующие в обществе мифы.
Таким образом, налицо явный разрыв между социальной реальностью и общественным
сознанием: российское общество с его развитыми структурами управления
и демократической политической системой достигло той стадии, когда социальные
функции администратора и политика разделены. Однако в массовом сознании
они остаются нерасчлененными. Массовое сознание хочет видеть в политике
деятеля, отстаивающего общие, а не частные интересы.
Администратор (управленец, бюрократ, чиновник) - второе по важности лицо
в политике. Его главная функция - -япа-тять указания политиков, реализовывать
те цели, которые c-.'.i поставили от имени своих избирателей. Администратор:
• не имеет права на собственное мнение по острым вопросам;
• не имеет права сомневаться в действиях вь-сшего государственного руководства;
• представляет не частные, а общие интересы;
• формулирует не цели, а средства;
• призван бороться не с политическим противниками, а с обстоятельствами.
• должен быть технологичным, для него не доп> стима демагогия;
• обязан одинаково относиться ко всем гражданам (даже если кто-то рассматривает
его в качестве врага).
Российская бюрократия пытается
выработать свою профессиональную этику, частью которой является политическая
нейтральность. Однако в условиях современной России эта установка принимает
искаженную форму. Будучи тесно связанной с частными интересами (не в политическом,
а в экономическом смысле), бюрократия декларирует свою политическую нейтральность
в сугубо циничной форме: воровать можно при всех, все политики воруют
одинаково, для нас нет разницы между политиками.
Советник. Его функция в обществе - предлагать политическим лидерам и чиновникам
различные варианты решений с анализам их возможных положительных и отрицательных
последствий. В отличие от политика, советник (в рамках своей профессиональной
деятельности) не вправе иметь собственное мнение по общественно значимым
вопросам. Он призван лишь помогать политику сформулировать его позицию,
исходя из максимума доступной информации. •
Если политик служит народу (точнее - его части) и отчитывается перед народом,
то советник служит политику и отчитывается перед политиком. Конечным продуктом
работы советника является набор объяснений, тезисов о том, какими могут
быть результаты того или иного действия политика. Его задача - создать
интеллектуальную обстановку, позволяющую политику лучше выполнять свои
функции.
Для того чтобы эффективно выполнять свои функции, советник должен видеть
все плюсы и минусы программы как своего кандидата, так и его противника,
т.е. быть минимально ангажированным. Орудие советника - не вера, а разум.
В этом еще одно отличие советника от политика.
Политики часто склонны умалять роль советников. Зачарованные вниманием
к своей персоне со стороны населения и средств массовой информации, они
нередко игнорируют советы консультантов, полагаясь на собственную гениальность
(«чутье»).
|
|