Факультет политологии МГИМО МИД России
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
"ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ"


Москва
2001

Автор: канд. полит. наук,
доц. кафедры Сравнительной политологии
МГИМО(У) МИД России
Мелешкина Е.Ю


Рекомендовано
кафедрой Сравнительной
политологии
МГИМО(У) МИД России
Зав. кафедрой А.Г. Володин

?. Организационно-методический раздел.

1.Цель курса.

Целью спецкурса "Избирательные системы и избирательный процесс: сравнительный анализ" является расширение знаний студентов об основных институтах политического представительства и избирательном процессе, полученные при изучении курсов "Основы политологии" и "Сравнительная политология".
Спецкурс "Избирательные системы и избирательный процесс: сравнительный анализ" ориентирован на обучающихся по специальности "Политология" и подготовлен на основе обобщения отечественных и зарубежных исследований. Программа курса носит теоретический и проблемный характер.
Содержание дисциплины включает анализ основных современных концепций избирательного процесса и его отдельных аспектов, а также специфики его протекания в отдельных странах, в том числе и в России, принципов сравнительного анализа.
Наряду с анализом институтов политического представительства (избирательных систем, политических партий и других) и их роли в электоральном процессе значительное внимание уделяется анализу электорального поведения избирателей. При этом основной акцент делается на специфике электорального процесса в посткоммунистических странах.

2. Задачи курса.

Задачами спецкурса "Избирательные системы и избиартельный процесс: сравнительный анализ" является научить студентов:
- понимать природу современного электорального процесса;
- выявлять и анализировать основные параметры электорального процесса;
- критически оценивать различные теоретические подходы и школы, существующие в данной области;
- уметь применять теоретические знания для анализа электорального процесса в России и в других странах;
- уметь проводить сравнительный анализ отдельных аспектов и электорального процесса в целом.

3. Место спецкурса в системе профессиональной подготовки.
Спецкурс позволяет студентам овладеть современными знаниями и навыками анализа электорального процесса, необходимыми для работы политолога как в системе научных учреждений, так и в различных аналитических структурах, государственных органах, политических и общественных организациях.

??. Содержание курса.

Раздел 1. Место электорального процесса в политическом развитии.

Тема 1. Выборы как политический институт.
Появление и развитие выборов как политического института. Роль выборов в политическом процессе. Выборы и демократия. Современные выборы и их роль в процессе легитимации политических курсов.
Выборы в переходных обществах. Роль выборов в политическом развитии современной России.

Тема2. Избирательный процесс: понятие и типы (2 часа).
Понятие избирательного процесса и его составляющие. Основные субъекты избирательного процесса. Типы избирательных процессов. Основные этапы избирательного процесса и их национальные особенности.
Понятие избирательного цикла. Место избирательных циклов в политическом процессе.

Часть 2. Избирательные системы и партии в электоральном процессе.

Тема 3. Избирательные системы (4 часа).
Понятие избирательной системы и ее характеристики. Значение избирательной системы для политического развития.
Норма представительства как характеристика избирательной системы. Джерримандеринг. Принципы нарезки избирательных округов.
Порядок выборов и системы подсчета результатов голосования как характеристики избирательной системы. Мажоритарная избирательная система (мажоритарная система относительного большинства, мажоритарная система абсолютного большинства). Пропорциональная избирательная система. Способы определения результатов голосования при пропорциональной избирательной системе (метод избирательной квоты, метод делителей).
Достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Их влияние на политический процесс.
Смешанные избирательные системы.

Тема 4. Взаимодействие избирательных и партийных систем (2 часа).
Влияние избирательной системы на партийную систему: определение "эффективного числа" партий, психологические последствия типа избирательной системы, условия политического соревнования и другие.
Влияние партийной системы на особенности избирательной системы. Политическая борьба вокруг избирательного законодательства. Примеры влияния партийной системы на особенности результатов выборов при использовании различных типов избирательных систем.
Избирательные и партийные системы в "многосоставных обществах".

Тема 5. Избирательная система Российской Федерации (2 часа).
История развития российской избирательной системы. Особенности избирательного права и избирательной системы в России в период 1905-1917 гг. "Сословная" советская послеоктябрьская избирательная система. "Сталинская" Конституция и характер выборов в СССР.
Выборы 1989 и 1990гг. Особенности избирательной системы в период Перестройки.
Современная избирательная система Российской Федерации и ее основные характеристики. Некоторые особенности избирательной системы, вызывающие политические разногласия: система выборов по одномандатным округам, порядок нарезки округов, роль избирательных комиссий, особенности выдвижения и регистрации кандидатов, статус кандидатов, правила рекламной кампании и т.д.

Тема 6. Межпартийная конкуренция и выборы (4 часа).
Теория "проблемных измерений". Эффективное число партий и количество" проблемных измерений". "Лево-правый" континуум и альтернативные подходы к пространственному моделированию полей межпартийной конкуренции. Проблемно-ориентированные и "всех-хватающие" партии. Смена партийных идеологических ориентаций в процессе межпартийной конкуренции. "Новые проблемы" и динамика развития партийных систем.
Цели политических партий в условиях парламентской системы: повышение правительственного статуса и увеличение числа поданных голосов. Теории коалиций и уровни их эмпирической адекватности. "Коалиционный" и "шантажный" потенциал. Воздействие президенциализма и "смешанных" систем на стратегии межпартийной конкуренции.
Пространство межпартийной конкуренции в России. Российские политические партии на выборах.

Часть 3. Электоральное поведение.

Тема 7 Модели электорального поведения (4 часа).
Социологический подход к изучению электорального поведения. Модель электорального поведения Липсета и Роккана. Социально-групповые основы голосования. Концепция классового представительства и классового конфликта и объяснение индивидуальной мотивации голосования. "Радикальная" модель электорального поведения Данлеви.
Модель партийной идентификации. Партийная идентификация как основа электорального выбора. Влияние партийной идентификации на восприятие основных участников предвыборной кампании и их программ. Партийная идентификация в двухпартийной и многопартийной системах. Партийная идентификация и проблема смены поколений. Падение влияния традиционных институтов политического представительства в 80-90-х гг. 20 в. и действие модели партийной идентификации в этих условиях.
Теория рационального выбора. Модель поведения избирателей Даунса. Ретроспективная теория "экономического голосования" Фиорины.

Тема 8. "Дологосрочные" факторы электорального поведения и их национальная специфика. (4 часа).
Исторические традиции и национальные особенности политической культуры как фактор формирования особенностей электорального поведения.
Исторические периоды, влияющие на возникновение базовых факторов электорального поведения: национальные революции, индустриальная революция, постиндустриальная революция.
Национальные революции и возникновение таких факторов электорального поведения, как противостояние центра и периферии, влияние специфики локальных сообществ, религиозные расколы. Влияние религиозных расколов в католических и протестантских странах. Роль перечисленных факторов в 20 веке.
Индустриальная революция и возникновение фактора классовой принадлежности. Критерии классовой принадлежности, эволюция социальной структуры в 20 в. и влияние социальной принадлежности на голосование. Влияние социальной мобильности на голосование.
Усиление государственного вмешательства в экономику и социальную сферу и противоречия между работниками частного и государственного сектора как фактор электорального поведения.
Постиндустриальная революция и революция ценностей. Влияние постмодернистских ценностей на электоральное поведение. Появление "нового избирателя".
Гендерные и возрастные факторы голосования. Влияние социального окружения.

Тема 9. "Краткосрочные" факторы электорального поведения (2 часа).
Краткосрочные факторы, влияющие на голосование: состояние экономики, деятельность СМИ, политическое лидерство, ведение избирательной кампании, социологические опросы. "Персонализированное" голосование.
Динамика соотношения "долгосрочных" и "краткосрочных" факторов на различных этапах исторического развития.

Тема 10. Электоральное расписание и его влияние на поведение избирателей (2 часа).
Влияние разделения властей и институционального дизайна на характер выборов. Выборы "первого" и "второго" порядка. Особенности поведения избирателей на выборах "первого" и "второго" порядка.
Влияние политических изменений на поведение избирателей. Модель маятника ее применение. "Критические" выборы. Влияние особенностей политического транзита на электоральное поведение.

Тема 11. Особенности электорального поведения в России. (4 часа)
Проблема применимости основных моделей электорального поведения к анализу российских реалий.
Динамика политических предпочтений и электорального поведения в постперестроечный период.
Факторы формирования политических предпочтений на общефедеральных выборах (долгосрочные и краткосрочные). Социальная база основных политических сил. Социальный и социально-психологический облик колеблющихся избирателей.
Региональные особенности политических предпочтений на федеральных выборах.
Электоральная активность. Абсентеизм на общефедеральных выборах в РФ: причины и динамика.

Часть 4. Прикладной анализ электорального процесса.

Тема 12. Избирательный маркетинг и изучение электорального рынка. (2 часа)
Понятие избирательного маркетинга. Роль изучения избирательной конъюнктуры в системе маркетинговых мероприятий в период предвыборной кампании.
Объекты исследования при изучении избирательного рынка. Методы изучения избирательного округа. Анализ статистических данных и социально-демографических характеристик населения округа, результатов голосования за определенный период.
Социологические исследования в избирательной кампании. Специфика использования массовых опросов в избирательной кампании, задачи опросов. Виды массовых опросов в избирательных кампаниях. Цели экспертных опросов и их применение. Применение кантент-анализа СМИ. Метод наблюдения при изучении избирательного корпуса и эффективности рекламной кампании. Использование качественных методов, применение метода фокус-группы.

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

1. Роль выборов в политическом процессе.
2. Историческая эволюция принципов политического представительства.
3. Роль выборов в политической жизни современной России.
4. Сравнительный анализ эффектов избирательных систем: научные достижения и перспективы.
5. Российская избирательная система и ее влияние на политический процесс.
6. Смешанные избирательные системы и их эффекты: сравнение казусов.
7. Межпартийная конкуренция в России: основные факторы.
8. Партийные размежевания в посткоммунистических странах.
9. Сравнительный анализ электорального участия: итоги и перспективы.
10. Электоральный абсентеизм: итоги и проблемы исследований
11. Особенности участия российских избирателей в региональных выборах: сравнительный анализ.
12. Исследовательские инструменты для анализа электорального поведения.
13. Исследования партийной идентификации: итоги и проблемы.
14. Партийная идентификация в посткоммунистических странах.
15. Применение теории рационального выбора к анализу поведения избирателей.
16. Сравнительный анализ электорального поведения: итоги и перспективы.
17. Факторы электорального поведения российских избирателей.
18. Сравнительный анализ поведения российских избирателей на региональных выборах.

Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы, вопросы к экзамену (зачету)
1. Историческая эволюция роли выборов в политическом процессе.
2. Роль выборов в современных демократиях
3. Роль выборов в посткоммунистических странах
4. Понятие и содержание электорального процесса
5. Типы электоральных процессов
6. Избирательная система: понятие и содержание
7. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы: основные отличия
8. Влияние мажоритарной и пропорциональной избирательной систем на политический процесс
9. Смешанные избирательные системы: типы и производимые эффекты
10. Параметры межпартийной конкуренции
11. Основные факторы межпартийной конкуренции
12. Социологическая модель электорального поведения
13. Социально-психологический подход к электоральному поведению
14. Теория рационального избирателя
15. Современные тенденции в изучении электорального поведения
16. Теории электорального участия
17. Факторы электорального поведения
18. Поведение избирателей в посткоммунситических странах: основные исследовательские подходы
19. Поведение избирателей на федеральных выборах в России
20. Поведение российских избирателей на региональных выборах
21. Электоральная география России.
22. Понятие электорального маркетинга.
23. Виды маркетинговых исследований в избирательных кампаниях.
24. Социологические методы исследований в избирательных кампаниях: особенности и границы использования.


III. Распределение часов курса по темам и видам работ
№№ Тема Всего (час.) Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Лекции Семинары
1. Выборы как политический институт 6 2 4
2. Избирательный процесс: понятие и типы 4 2 2
3. Избирательные системы 6 2 4
4. Взаимодействие избирательных и партийных систем 8 2 2 4
5. Избирательная система Российской Федерации 6 2 4
6. Межпартийная конкуренция и выборы 8 4 4
7. Модели электорального поведения 8 2 2 4
8. "Долгосрочные" факторы электорального поведения и их национальная специфика 6 2 4
9 "Краткосрочные" факторы электорального поведения 6 2 4
10. Электоральное расписание и его влияние на поведение избирателей. 6 2 4
11. Особенности электорального поведения российских избирателей 8 2 2 4
12. Избирательный маркетинг и изучение электорального рынка 6 2 4
Всего 78 26 6 46

IV. Форма итогового контроля
Зачет


V. Учебно-методическое обеспечение курса.

1. Основная учебная литература.
Выборы в посткоммунистических обществах. Пробл.-тем. сб. Отв. ред. и сост. Мелешкина Е.Ю. ИНИОН РАН. М., 2000.
Гельман В.Я. Создавая правила игры: российское избирательное законодательство переходного периода.// Полис. 1997. N4.
Голосов Г.В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов.//Полис. 1997. N 4.
Голосов Г.В. Пределы электоральной инженерии: "смешанные несвязанные" избирательные системы в новых демократиях.// Полис. 1997. N 3.
Ковлер А. И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1995.
Лейпхарт А. Конституционные предпосылки для новых демократий.// Полис. 1995. №2.
Мелешкина Е.Ю. Исследования электорального поведения: теоретические модели и проблемы их применения// Зарубежная политология в XX столетии: Сб. науч. тр./ РАН ИНИОН. М., 2001.
Таагепера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем.// Полис. 1997. N 3.
Холодковский К.Г. Как выбирают парламент в странах Европы, Америки, Азии. М., 1993.
Le Duc L., Niemi R. G., Norris P. (eds) Comparing Democracies. Elections and Voting in Global Perspective. Thousand Oaks, London, New Delhi, 1986.
Harrop M., Miller W.L. Elections and Voters. A comparative Introduction. London, 1987.
Lijphart A. Electoral System and Party System: A Study of Twenty-Seven Democracies, 1945-1990. N.Y., 1994.
Lipset S.M., Rokkan S. (eds) Party System and Voter Alignements. New York,
1967.

2. Дополнительная учебная литература.
Гельман В.Я. Избирательные кампании в России: испытание электоральной формулы.// Полис. 1996. N 2.
Первый электоральный цикл в России, 1993-1996 гг. Под ред. Гельмана В.Я., Голосова Г.В., Мелешкиной Е.Ю. М., 1999
Избирательные системы в свете мирового опыта (законодательство и практика). М., 1991.
Лейкман Э., Ламберт Дж. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М., 1958.
Лысенко В.И. Выборы в представительные органы в новой Европе: политический опыт и тенденции 80-90-х годов. М., 1994.
Мелешкина Е.Ю., Анохина Н.В. Применение "воронки причинности" для анализа поведения российских избирателей// Полития. 2001. №2.
Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М., 1999.
Шевченко Ю.Д. Между экспрессией и рациональностью: об изучении электорального поведения в России.// Полис. 1998. № 1.
Berelson B., Lazersfeld P., Mcphee W. Voting. Chicago. 1954.
Campbell A., Converse P, Miller W.E., Stokes D. The American Voter. New York, 1960.
Dalton R., Flanagan S., Beck P. (eds) Electoral Change in Advanced Industrial Societies. Princeton, 1984.
Enelow, J. M., Hinich M.J.. The Spatial Theory of Voting, Cambridge, 1984.
Farrell, D. M., Wortmann M.. Party Strategies in the Electoral Market: Political Marketing in West Germany, Britain and Ireland// European Journal of Political Research.1987. № 15. Pp. 297-318.
Fiorina M. An Outline of a Model of Party Choice.// American Journal of Political Science. 1977. Vol.21. P.601-625.
Franklin M., Thomas T., Henry V. Et al. Electoral Change: Responses to Evolving Social and Attitudinal Structures in Western Countries. Cambrige. 1992
Inglehart, R. The Silent Revolution: Changing Values and Political Styles Among Western Publics, Princeton,1977.
Inglehart R. Cultural Shift in Advanced Industrial Society. Princeton, 1990.
Katz, R. A Theory of Parties and Electoral Systems, Baltimore. 1980.
Moser, R. G. The Impact of the Electoral System on Post-Communist Party System Development: The Case of the 1993 Russian Parliamentary Elections.// Electoral Studies. 1995. № 14. Pp. 377-98.
Niemi, R., Weisberg H. (eds.) Classics in Voting Behavior. Washington, 1993.
Niemi, R., Weisberg H. (eds.) Controversies in Voting Behavior. 3rd ed. Washington, 1993.
Rae, D. W. The Political Consequences of Electoral Laws/ 2nd ed. New Haven, 1971.
Rose R. Electoral Behaviour: A Comparative Handbook. New York, 1974.
Taagepera R., Shugart M.S. Seats and Votes. The Effects and Determinants of Electoral Systems. New Haven and London, 1989.

3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных пролграмм, диафильмов и т.п.
Курс предполагает использование:
1. Современных баз данных по электоральной статистике
2. Проектор прозрачных диапозитивов
3. Интернет для поиска информации по избирательным системам и электоральному поведению.




 
Используются технологии uCoz