![]() |
||||
Факультет
политологии МГИМО МИД России
|
||||
![]() |
ПРОГРАММА
КУРСА
РЕЛИГИЕВЕДЕНИЕ (кафедра мировой литературы и культуры)
Москва, 2001
Данный курс "Религиеведение" предназначен для студентов факультета политологии. Его задача – дать студентам общее представление о том, что такое религия и религиеведение как область знания, показать на конкретном историческом материале особенности возникновения и развития основных религиозных традиций мира, а также рассмотреть значение религиозного фактора в современной культурной и общественно-политической жизни. Особое внимание в рамках курса уделить мировым религиям, среди них – христианству в целом и православию в частности как культурообразующей религиозной традиции России. Лекционный курс (32 часа) сопровождается консультациями и коллоквиумами, рассчитан на один семестр и предусматривает написание контрольных работ и проведение зачета. Предпочтительно введение курса на 2-м или 3-м году обучения, после изучения курса культурологии. Курс состоит из трех разделов. Первый – теория религии – предназначен для ознакомления студентов с основными подходами к изучению религии, а также для определения понятия «религия» в целостной системе культуры и задач курса. Второй раздел – история религий, в котором рассматриваются мировые религии. Принцип изучения религиозных традиций: основные сведения о мифологии и учении, культе, истории становления и развития и месте в современном мире. Третий раздел – Религия и политика – посвящен темам, учитывающим специфику МГИМО (мировые религии в национально-политическом контексте, религии и современная система международных отношений и т.д.).
Раздел 1. ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ
Тема 1. Общие представления о религии.
Понятие о религии. Возможные подходы к определению термина «религия». Подходы и методы изучения религии и религиозных феноменов. Философия, психология и социология религии. Богословие как наука. Сущность и функции религии. Основная проблематика религиозного способа познания мира (проблема смысла жизни, связи с Богом, преодоления смерти). Язык религиозной культуры. Сущность религиозного культа. Религия как культурообразующий феномен. Понятие Истины и Абсолюта. Естественные религии и религии Откровения. Религия как социальный и политический институт. Религия и идеология, религия и политика. Религиозный фактор в системе международных отношений. Религия и философия. Религиозная философия и богословие. Задачи курса религиеведения. Учение, культ, организация – базовая триада для изучения религии.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Основы религиоведения. Под ред. И.Н.Яблокова. М., 1998. Сс.14-52, 76-82 2. Гараджа В.И. Религиеведение. М., 1995. Сс.6-1, 292-294. 3. Зубов А.Б. История религий. М., 1995. Сс.3-22. 4. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 1998. Cc. 9 – 25, 221-236.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Патриарх Алексий II. Духовное гражданство – подданство веры. Обращение к участникам международной конференции «Духовные основы политики и принципы международного сотрудничества». Москва, МГИМО МИД РФ. 1997 г. //Церковь и общество. №3. Сс. 40-41. 2. Вяземский Ю.П. Осознание духовности.//П.В.Симонов. П.М.Ершов. Ю.П.Вяземский. Происхождение духовности. М., 1989. Сс.40-266. 3. Кимелев Ю.А. Философия религии. М. 1998. Сс. 22-39. 4. Малерб М. Религии человечества. М., 1998. Сс. 472-485. 5. Митрохин Л.Н. Философия религии. М., 1993. 6. Осипов А.И.. Путь разума в поисках истины. М., 1997. Сс. 8-59, 116-197.2. 7. Расторгуев В.Н. Рубеж тысячелетий: миротворческая роль культурообразующих конфессий. //Церковь и общество. №1-2. 1998. Сс. 24-28.
Тема 2. Анализ основных подходов к изучению религии.
Происхождение религии. Основные гипотезы (натуралистическая, анимистическая, антропологическая, социальная, гипотеза проторелигии). Основные мировоззренческие системы (теизм, деизм, пантезм, атеизм, политеизм, анимизм, тотемизм). Религиозный подход. Видение происхождения и сущности религии в христианстве, исламе и буддизме. Проблема существование догматики. Христианство – единственная догматически оформленная религиозная система. Догматы и каноны. Школы и направления в религиеведении. Понятие «мировая религия». Религиозный синкретизм. Религия будущего – опыт прогнозирования.
ЛИТЕРАТУРА 1. Гараджа В.И. Религиеведение. М., 1995. Сс. 12-63. 2. Зубов А.Б. История религий. М., 1995. Сс.3-22. 3. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.,1997. Сс. 22-58, 58-76. 4. Яблоков Н.И. Религиоведение. М., 1998. Сс. 129-221.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Белла Р. Религия как символическая модель, формирующая человеческий опыт.// Религия и общество. М., 1996. Сс. 190-194. 2. Бергсон. Два источника морали и религии. М., 1994. 3. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995. 4. Булгаков С.Н. Два града. СПб, 1997. 5. Василий Великий. К юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями//Василий Великий. Творения. М., 1993. Часть IV. Сс.344-367. 6. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий.//Мистика. Религия. Наука. Классики мироового религиоведения. М., 1998. Сс. 231-262. 7. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2 т. М., 1975, 1977. 8. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб, 1993. 9. Кант И.Моральный принцип религии.// Религия и общество. М., 1996. Сс. 40-49. 10 Розанов В.В. Около церковных стен. М., 1995. 11. Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии. Монологи. СПб, 1994. 12. Фрейд З. Психоанализ, религия, культура. М., 1992.
Раздел 2. ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ
Тема 4. Буддизм.
Возникновение буддизма: жизнь и учение Будды. Основные философские системы Индии: йога, ньяя и санкхья. Четыре благородные истины и восьмеричный благородный путь. Карма – закон всеобщего детерминизма. Колесо Сансары. Нирвана. Основные положения буддийской философии (есть ли душа, есть ли личность, отношение к метафизике (авьякатани)).
ЛИТЕРАТУРА: 1. Религии мира. М., 1997. Часть 1. Сс. 643-673. 2. Религиозные традиции мира. М., 1996. Т.2. Сс.264-304. 4. Шохин В.К. Великие философы Индии. М., 1997. Сс. 153-189.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУТРА 1. Ашвагшоха. Жизнь Будды. М., 1990. 2. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998. Сс. 219-236. 3. Конзе Э. Буддийская медитация. М., 1993. 4. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. М., 1994. 5. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994. 6. Пишель Р. Будда. Его жизнь и учение. М., 1991. 7. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1994. 8. Сатиочандра Чаттериджи, Дхирендрамохан Датта. Индийская философия. М., 1994.1. 9. Стержень жизни. Книга о Будде и его учении. СПб, 1997. 10. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988. 11. Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. М., 1995. Ч.1,2.
Тема 5. Буддизм (продолжение).
Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма и Сангха. Тройное прибежище. Буддийский канон ("Три корзины"). Сангха – буддийская община. Пратимокша – устав будийской общины. Буддийские соборы. Три колесницы буддизма (Тхеравада, Махаяна и Ваджраяна). Сходства и различия. Особенности учения о Будде (концепция трех тел Будды). Архат и Бодхисаттва. Другие направления в буддизме. Дзен-буддизм. Современный буддизм. Буддизм в Америке.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Религии мира. М., 1997. Часть 1. Сс. 673-685. 3. Религиозные традиции мира. М., 1996. Т.2. Сс.304-304-396.
ДОПОЛНИЕТЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998. Сс. 219-236. 2. Конзе Э. Буддийская медитация. М., 1993. 3. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. М., 1994. 4. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994. 5. Пишель Р. Будда. Его жизнь и учение. М., 1991. 6. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1994. 7. Сатиочандра Чаттериджи, Дхирендрамохан Датта. Индийская философия. М., 1994.1. 8. Стержень жизни. Книга о Будде и его учении. СПб, 1997. 9. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988. 10. Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. М., 1995. Ч.1,2.
Тема 6. Дзен-буддизм.
Чань и Дзен. Патриарх Бодхидхарма. Сатори. Сидячая медитация. Мондо, коаны, року. Школы в чань-буддизме. Чайная церемония. Дзэнские сады. Икэбана (рикка, нагэирэ, морибана). Живопись тушью. Воинские искусства (кэндо, кэмпо, кунфу). «Бусидо».
ЛИТЕРАТУРА: 1. Религии мира. М., 1997. Часть 2. Сс. 5-43. 2. Религиозные традиции мира. М., 1996. Т.2. Сс.369.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции всредневековом Китае. М., 1989. 2. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998. Сс. 330-334, 363-365. 3. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо – традиция воинских искусств. М., 1991. 4. Дюмулен Г. История Дзен-буддизма. Индия и Китай. СПб, 1994. 5. Конзе Э. Буддийская медитация. М., 1993. 6. Сатиочандра Чаттериджи, Дхирендрамохан Датта. Индийская философия. М., 1994. 7. Судзуки Д. Лекции о дзен-буддизме.//Дзен-буддизм и психоанализ. М., 1995. Сс.84-175. 8. Судзуки Д. Основы дзен-буддизма. Бишкек. 1993. 9. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1994. 10. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.
Тема 7. Иудаизм.
Иудаизм как авраамическая религия. Храмовый и талмудический иудаизм. Во что верят иудеи. Иудейский монотеизм. Идея завета и избранничества. Священная история еврейского народа. Иерусалимский храм. Фарисеи, ессеи, садукеи. Синедрион. Танах и его содержание. Тора и ее толкования. Мишна и Гемара. Талмуд и Мидраши (Мидраш-Галаха и Мидраш-Аггада). Десять заповедей и 613 мицвот. Иудейские пророки. Иудаизм до Христа и после Христа. Движение хасидов. Ортодоксы, реформисты и консерваторы в современном иудаизме. Каббала – иудейская мистика. Три направления каббалы. Тайное имя Божие. Роль священного алфавита. "Сефер ха-бахир" и "Зогар". Голем. Иудейские праздники.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА: 1. Тора. М., 1993. 2. Религиии мира. М., 1996. Часть 1. Сс.350-467. 3. Основы религиоведения. М., 1998. Сс.132-143. 4. Религиозные традиции мира. М., 1996. Сс. 472-565.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. М. 1993. 2. Волков А.Б. Тарасов П.Г. Жить по закону Творца. Основы еврейского благосчестия. М., 1998. 3. Волков А.Б. Ветхий Завет о жизни и смерти. М., 1996. 4. Воробьев В.П. Государство Израиль: правовые основы возникновения и статус личности. М., 2001. 5. Глаголев В.С. Религия караимов. М., 1994 6. Даймонт М. Евреи, Бог и история. М., 1994 7. Иудаизм и христианство. Словарь. М., 1995. 8. Малерб М. Религии человечества. М., 1997. Сс.67-86. 9. Прот. Александр Мень. История религии. М., 1992. Т.5. Вестники Царства Божия. 10. Прот. Александр Мень. История религии. М., 1992. Т.6. На пороге Нового Завета. 11. Селезнев М.Г. Мир Ветхого Завета. //Религии Древнего Востока. М., 1995. 12. Шифман И.Ш.. Ветхий Завет и его мир. М., 1987. 13. Штайнзальц А. Библейские образы. М., 1995.
Тема 8. Христианство.
Ветхозаветные пророчества о Мессии. Земная жизнь Иисуса Христа. Возникновение и первые века христианской Церкви. Атмосфера религиозного плюрализма в Древнем Риме. Культ императора. Катакомбный период. Христианство как religia illicita. Ранняя христианская апологетика. Вселенские соборы. Арианская ересь. Монофизитские споры. Символ веры. Несторианство. Иконоборчество. Церковь на западе и на востоке: проблемы взаимоотношений. Пять патриархатов (Иерусалимский, Константинопольский, Антиохийский, Александрийский и Римский). Христианство – государственная религия. Личность императора Константина. "Сим победиши". Миланский эдикт и его значение. Христианство как religia licita. Возникновение монашества. Антоний Великий, Макарий Египетский и Пахомий Великий. Лавра и киновия. Монашество на востоке и на западе. Формирование библейского канона. Апокрифы. История библейского текста и переводов Библии. Структура Библии. Основное солдержание Ветховго и Нового Заветов. Понятие Церковного Предания. Литургия. Апорстольское преемство. Церковные Таинства.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА: 1. Библия. Любое издание. 2. Религии мира. М., 1997. Часть 2. Сс. 159-259. 3. Основы религиоведения. М., 1998. Сс.156-171. 4. Религии мира. Пособие для учителя. М., 1994. Сс.46-61.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Апокрифы древних христиан. М.. 1989. 2. Библейская энциклопедия. М., 1991. 3. Диакон Андрей Кураев. Традиция. Догмат. Обряд. Москва – Клин., 1995. Сс. 258-271. 3. Епископ Кассиан (Безобразов). Христос и перввое христианское поколение. М., 1998. 4. Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994. 5. Прот. Александр Мень. Сын Человеческий. Любое издание. 6. Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс – Москва, 1992. 7. Свенцицкая И.С. Апокрифические евангелия. М., 1996. 8. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. 9. Тальберг. История Христианской Церкви. Любое издание. 10. Фаррар. Жизнь Иисуса Христа. Любое издание.
Тема 9. Христианство (продолжение).
Формирование целостной системы христианской мысли: патристика. Каппадокийцы (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский). Западные отцы Церкви: Иероним, Амвросий, Августин и Григорий. Средневековье: Византия и Западная Европа. Православие и Католичество. Великая Схизма 1054 года: история вопроса. Filioque. Крестовые походы. Нищенствующие монашеские ордена (францисканцы и доминиканцы) и причины их возникновения. Франциск Ассизский. Схоластика и исихазм. Фома Аквинский. Григорий Палама. Феномен инквизиции. Истоки и эволюция Современные отличия между православием и католичеством. Первый Ватиканский Собор. Старокатолики. Второй Ватиканский Собор.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Религии мира. М., 1997. Часть 2. Сс. 259-445. 2. Основы религиоведения. М., 1998. Сс.171-191. 3. Религии мира. Пособие для учителя. М., 1994. Сс.61-97.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992. 2. Бриллиантов А.И.. Влияние Восточного богословия на Западное. М., 1998. 3. Второй Ватиканский собор. Конституции. Декреты. Декларации. Брюссель, 1992. 4. Гвардини Р. О Церкви. «Христианская Россия», 1995. 5. Гергей Е. История папства. М., 1996. 6. Карсавин Л.П. Католичество. Томск, 1997. 7. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992. 8. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М., 1994. 9. Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. М., 1994. 10. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной церкви. М., 1998. 11. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1997. Сс. 874-904. 12. Наги С. Католическая Церковь. Рим – Люблин. 1994. 13. Сикари А. Портреты святых. Милан, 1996. 14. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992. 15. Флоровский Г.В.Восточные отцы V-VIII веков. М., 1992. 16. Фроссар А. Соль земли. О главных монашеских орденах. Киев. 1996. 17. Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991.
Тема 10. Христианство (продолжение).
Новое время. Реформация. Лютер, Кальвин и Цвингли. 95 тезисов М.Лютера. Аугсбургское вероисповедание. Социально-политическое значение реформации. Основные положения протестантизма (sola fidei, sola Scriptura, sola gratia, учение о всеобщем священстве). Реформация в Англии и во Франции. Особенности возникновения Англиканской Церкви: от Генриха VIII до Елизаветы. Тридентский Собор, новые монашеские ордена и Контрреформация. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Протестантские деноминации сегодня (баптисты, пятидесятники, адвентисты, методисты и т.д.). Современная протестантская теология. Основные отличия протестантизма от православия и католичества. Протестантизм в России.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Религии мира. М., 1997. Часть 2. Сс. 445-507. 2. Основы религиоведения. М., 1998. Сс.191-204. 3. Религии мира. Пособие для учителя. М., 1994. Сс.97-104.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Генри Митепр Х. Основные идеи кальвинизма. Спб, 1995. 2. Громадка Й.Л. Перелом в протестантской теологии. М., 1993. 3. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т.1 М., 1997. Т.2. М., 1998. 4. Лейн Т. Христианские мыслители. М., 1997. Сс. 149-229. 5. Малерб М. Религии человечества. М., 1998. Сс. 139-172. 6. Мартин Лютер – реформатор, проповедник, педагог. М., 1996. 7. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность. СПб, 1997. 8. Очерки истории западного протестантизма. М., 1995. 9. Протестантизм. Словарь. М., 1990. 10. Ян Гус, Мартин Лютер, Жан Кальвин, Торквемада, Лойола. М., 1995.
Тема 11. Христианство (окончание).
Православие в России. Дохристианские верования славян. Как была крещена Русь. Князь Владимир и княгиня Ольга. Пережитки язычества. Значение православия для созидания русской государственности. Периодизация российской церковной истории. Раскол. Старообрядчество. Роль русских монастырей в созидании русской нации. Воплощение церковного идеала в русских святых (преп. Сергий Радонежский, преп. Серафим Саровский). Дивеевские монахини. Особенности русской веры. Феномен старчества. Оптина Пустынь. Связь с русской литературой. Русское религиозно-философское возрождение конца XIX-нач.XX в. Церковь в советское время. Восстановление Патриаршества. Новомученики. Православия на современном этапе. Основы социальной концепции Православной Церкви. Церковное богослужение. Литургия. Годовой праздничный цикл. Посты. Пасха. Двунадесятые праздники. Православный храм и его символика. Православный иконостас. Богословие иконы.
ЛИТЕРАТУРА 1. Религии мира. М., 1996. Часть 2. Сс. 268-336. 2. Основы религиоведения. М., 1998. Сс. 111-120, 172-183. 3. Религии мира. Пособие для учителя. М., 1994. Сс.74-90.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Булгаков Сергий, протоиерей. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Киев, 1991. 2. Диакон Андрей Кураев. Протестантам о православии. М., 1997. 3. Диакон Андрей Кураев. Традиция. Догмат. Обряд. М., 1997. 4. Зеньковский С. Русское старообрядчество. М., 1995. 5. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Любое издание. 6. Концевич И.М. Оптина Пустынь и ее время. М., 1997. 7. Основы социальной концепции Православной Церкви. М., 2001 8. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995. 9. Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Любое издание. 10. Протопресвитер Александр Шмеман. Исторический путь православия. М., 1994. 11. Рашковский Е.Б. С высоты Востока… Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993. 12. Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. М, 1996.
Тема 12. Ислам.
Доисламские верования. Ханифы. Возникновение мусульманства. Жизнь Мухаммада. Хиджра – переселение из Мекки в Медину. Начало мусульманской эры. Халифат. Четыре праведных халифа: Абу Бакр, Омар, Осман, Али. Первые расколы в исламе. Во что верят мусульмане: основные положения исламской веры. Пять столпов ислама. Священная история мусульман. Кораническая антропология и сотериология.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 1. Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. М., 1986. 2. Религии мира. М., 1997. Часть 2. Сс. 511-550. 3. Основы религиоведения. М., 1998. Сс.204-231. 4. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Бартольд В.В. Культура мусульманства. М., 1998. 2. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998. Сс.111-127. 3. Ирвинг. В. Жизнь Магомета. М., 1991. 4. Климович Л.И. Ислам. М., 1973. 5. Матар Н.И. Знакомтесь: ислам. Киев, 1997. 6. Мусульманские праздники и обряды. М., 1998. 7. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991. 8. Хисматулин А.А., Крюкова В.Ю. Смерть и похоронный обряд а исламе и зороастризме. СПб, 1997. 9. Шукуров Ш. Совершенный Человек и богочеловеческая идея в исламе. //Совершенный человек. Теология и философия образа. М., 1997. Сс.72-111.
Тема 13. Ислам (продолжение).
Коран – Священная Книга мусульман (структура и содержание). История формирования коранического текста. Сунна. Хадисы. Шииты и Сунниты. Праведные имамы. Шариат. Правовые школы. Современные концепции в исламском праве. Исламская мистика. Суфии. Направления в суфизме. Суфийские зикры. "Стоянки" в суфизме.
ЛИТЕРАТУРА 1. Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. М., 1986. 1. Религии мира. М., 1997. Часть 2. Сс. 550-593. 2. Основы религиоведения. М., 1998. Сс.231-260. 4. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998. Сс.127-169. 2. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991. 3. Журавский А. Представления о человеке в Коране и Новом Завете//Страницы. №3, 1996. Сс. 139-149. 3. Ирвинг В. Жизнь Магомета. М., 1991. 4. Климович Л.И. Книга о Коране. М., 1988. 5. Климович Л.И. Ислам. М., 1973. 6. Матар Н.И. Знакомтесь: ислам. Киев, 1997. 7. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991. 8. Хисматулин А.А., Крюкова В.Ю. Смерть и похоронный обряд а исламе и зороастризме. СПб, 1997. 9. Шах И. Суфизм. М., 1994.
Тема 14. Ислам (окончание) Культ святых в исламе. Мусульманские праздники и обряды. Семейные традиции. Взаимодействие религиозного и национального факторов в исламской культуре. Ислам в России. История и современность. Поволжский и Кавказский ислам.
ЛИТЕРАТУРА 1. Религии мира. М., 1997. Часть 2. Сс. 550-593. 2. Основы религиоведения. М., 1998. Сс.231-260. 3. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Бартольд В.В. Культура мусульманства. М., 1998. 2. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998. Сс.169-185. 3. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995. 4. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001. 5. Малерб М. Религии человечества. М., 1998. Сс. 190-203. 6. Матар Н.И. Знакомтесь: ислам. Киев, 1997. 7. Саидбаев Т.С. Ислам. М., 1993. 8. Щипков А. Во что верит Россия. СПб, 1998. Сс.66-98.
Раздел 3. РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА.
Тема 15. Религиозная и политическая власть. Государственная мифология.
Сакральные паттерны власти. Теократия и светская власть. Религиозный аспект событий в очагах политической напряженности в современном мире. Духовность, нравственность и политика. Политическая мораль сквозь призму мировых религий. Религия и легитимность высшей власти. Религия и политика в эпоху античности. Средневековая Европа: теория «симфонии» (Византия) и теория «двух мечей» (Западная Европа). Секуляризация как феномен Нового времени. Сакрализация светской власти: мифы новой политической культуры. Просветители и идея «гражданской религии» (Руссо).
Раздел 16. Религии и мировая политика.
Иудаизм. Сионизм как религиозное и политическое движение: история и современность. Христианство: римско-католическая церковь. «Теология освобождения» (Г.Гутьеррес, Х.Ассман, Л.Бофф), «теология революции» (Г.Камара, Р.Шолл) и их социально-политическая проекция. Второй Ватиканский собор (1962-1965) как начало нового этапа католического участия в мировой политике. Христианство: протестантизм. Социально-политическая составляющая идей Д.Бонхеффера, Э.Бруннера и Р.Бультмана. Мартин Лютер Кинг и его учение о «прямом ненасильственном действии». Христианство: православие. Православные церкви во всемирном совете церквей. Русская православная церковь и современный русский национализм. Фундаментализм, традиционализм и модернизм в исламе. Ислам в мультирелигиозных обществах (опыт Малайзии и Индонезии). Ислам и национально-освободителоьные движения (на примере Афганистана). Ваххабизм. Буддизм между традиционализмом и модернизмом (анализ религиозно-политической ситуации в Бирме и Шри Ланке).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Буддизм, государство и общество.М., 1982. 2. Воробьев В.П. Государство Израиль: правовые основы возникновения и статус личности. М., 2001. 3. Громадка Й.Л. Перелом в протестантской теологии. М., 1993. 4. Духовное основы мирового сообщества и международных отношений. Учебное пособие. М., 2000. 5. Иран: ислам и власть. М., 2001. 6. Ислам в Евразии. М., 2001. 7. Ислам и политика. М., 2001. 8. Категории буддийской культуры. СПб, 2000. 9. Козловски П. Общество и государство. Неизбежный дуализм. М., 1998. Сс. 53-157. 10. Полосин В. Миф. Религия. Государство. М., 1999. 11. Сапронов П.А. Власть как метафизическая и историческая реальность. СПб, 2001. 12. Социально-политическое измерение христианства. М., 1994. 13. Хаттами М. Ислам, диалог и гражданское общество. М., 2001. 14. Христиане и мусульмане: проблемы диалога. Хрестоматия. М., 2000. |
|||
|
||||
![]() |
||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |