Факультет политологии МГИМО МИД России
ПРОГРАММА КУРСА

РЕЛИГИЕВЕДЕНИЕ

(кафедра мировой литературы и культуры)

Москва, 2001

Данный курс "Религиеведение" предназначен для студентов факультета политологии.

Его задача – дать студентам общее представление о том, что такое религия и религиеведение как область знания, показать на конкретном историческом материале особенности возникновения и развития основных религиозных традиций мира, а также рассмотреть значение религиозного фактора в современной культурной и общественно-политической жизни. Особое внимание в рамках курса уделить мировым религиям, среди них – христианству в целом и православию в частности как культурообразующей религиозной традиции России.

Лекционный курс (32 часа) сопровождается консультациями и коллоквиумами, рассчитан на один семестр и предусматривает написание контрольных работ и проведение зачета. Предпочтительно введение курса на 2-м или 3-м году обучения, после изучения курса культурологии.

Курс состоит из трех разделов. Первый – теория религии – предназначен для ознакомления студентов с основными подходами к изучению религии, а также для определения понятия «религия» в целостной системе культуры и задач курса.

Второй раздел – история религий, в котором рассматриваются мировые религии. Принцип изучения религиозных традиций: основные сведения о мифологии и учении, культе, истории становления и развития и месте в современном мире.

Третий раздел – Религия и политика – посвящен темам, учитывающим специфику МГИМО (мировые религии в национально-политическом контексте, религии и современная система международных отношений и т.д.).

Раздел 1. ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ

Тема 1. Общие представления о религии.

Понятие о религии. Возможные подходы к определению термина «религия». Подходы и методы изучения религии и религиозных феноменов. Философия, психология и социология религии. Богословие как наука.

Сущность и функции религии. Основная проблематика религиозного способа познания мира (проблема смысла жизни, связи с Богом, преодоления смерти).

Язык религиозной культуры. Сущность религиозного культа.

Религия как культурообразующий феномен. Понятие Истины и Абсолюта. Естественные религии и религии Откровения.

Религия как социальный и политический институт. Религия и идеология, религия и политика. Религиозный фактор в системе международных отношений.

Религия и философия. Религиозная философия и богословие.

Задачи курса религиеведения. Учение, культ, организация – базовая триада для изучения религии.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Основы религиоведения. Под ред. И.Н.Яблокова. М., 1998. Сс.14-52, 76-82

2. Гараджа В.И. Религиеведение. М., 1995. Сс.6-1, 292-294.

3. Зубов А.Б. История религий. М., 1995. Сс.3-22.

4. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 1998. Cc. 9 – 25, 221-236.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Патриарх Алексий II. Духовное гражданство – подданство веры. Обращение к участникам международной конференции «Духовные основы политики и принципы международного сотрудничества». Москва, МГИМО МИД РФ. 1997 г. //Церковь и общество. №3. Сс. 40-41.

2. Вяземский Ю.П. Осознание духовности.//П.В.Симонов. П.М.Ершов. Ю.П.Вяземский. Происхождение духовности. М., 1989. Сс.40-266.

3. Кимелев Ю.А. Философия религии. М. 1998. Сс. 22-39.

4. Малерб М. Религии человечества. М., 1998. Сс. 472-485.

5. Митрохин Л.Н. Философия религии. М., 1993.

6. Осипов А.И.. Путь разума в поисках истины. М., 1997. Сс. 8-59, 116-197.2.

7. Расторгуев В.Н. Рубеж тысячелетий: миротворческая роль культурообразующих конфессий. //Церковь и общество. №1-2. 1998. Сс. 24-28.

Тема 2. Анализ основных подходов к изучению религии.

Происхождение религии. Основные гипотезы (натуралистическая, анимистическая, антропологическая, социальная, гипотеза проторелигии).

Основные мировоззренческие системы (теизм, деизм, пантезм, атеизм, политеизм, анимизм, тотемизм).

Религиозный подход. Видение происхождения и сущности религии в христианстве, исламе и буддизме. Проблема существование догматики. Христианство – единственная догматически оформленная религиозная система. Догматы и каноны.

Школы и направления в религиеведении.

Понятие «мировая религия». Религиозный синкретизм. Религия будущего – опыт прогнозирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гараджа В.И. Религиеведение. М., 1995. Сс. 12-63.

2. Зубов А.Б. История религий. М., 1995. Сс.3-22.

3. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.,1997. Сс. 22-58, 58-76.

4. Яблоков Н.И. Религиоведение. М., 1998. Сс. 129-221.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Белла Р. Религия как символическая модель, формирующая человеческий опыт.// Религия и общество. М., 1996. Сс. 190-194.

2. Бергсон. Два источника морали и религии. М., 1994.

3. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.

4. Булгаков С.Н. Два града. СПб, 1997.

5. Василий Великий. К юношам, о том, как пользоваться языческими сочинениями//Василий Великий. Творения. М., 1993. Часть IV. Сс.344-367.

6. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий.//Мистика. Религия. Наука. Классики мироового религиоведения. М., 1998. Сс. 231-262.

7. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2 т. М., 1975, 1977.

8. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. СПб, 1993.

9. Кант И.Моральный принцип религии.// Религия и общество. М., 1996. Сс. 40-49.

10 Розанов В.В. Около церковных стен. М., 1995.

11. Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии. Монологи. СПб, 1994.

12. Фрейд З. Психоанализ, религия, культура. М., 1992.

Раздел 2. ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ

Тема 4. Буддизм.

Возникновение буддизма: жизнь и учение Будды. Основные философские системы Индии: йога, ньяя и санкхья.

Четыре благородные истины и восьмеричный благородный путь. Карма – закон всеобщего детерминизма. Колесо Сансары. Нирвана.

Основные положения буддийской философии (есть ли душа, есть ли личность, отношение к метафизике (авьякатани)).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Религии мира. М., 1997. Часть 1. Сс. 643-673.

2. Религиозные традиции мира. М., 1996. Т.2. Сс.264-304.

4. Шохин В.К. Великие философы Индии. М., 1997. Сс. 153-189.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУТРА

1. Ашвагшоха. Жизнь Будды. М., 1990.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998. Сс. 219-236.

3. Конзе Э. Буддийская медитация. М., 1993.

4. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. М., 1994.

5. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994.

6. Пишель Р. Будда. Его жизнь и учение. М., 1991.

7. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1994.

8. Сатиочандра Чаттериджи, Дхирендрамохан Датта. Индийская философия. М., 1994.1.

9. Стержень жизни. Книга о Будде и его учении. СПб, 1997.

10. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.

11. Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. М., 1995. Ч.1,2.

Тема 5. Буддизм (продолжение).

Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма и Сангха. Тройное прибежище. Буддийский канон ("Три корзины").

Сангха – буддийская община. Пратимокша – устав будийской общины. Буддийские соборы.

Три колесницы буддизма (Тхеравада, Махаяна и Ваджраяна). Сходства и различия. Особенности учения о Будде (концепция трех тел Будды). Архат и Бодхисаттва.

Другие направления в буддизме. Дзен-буддизм.

Современный буддизм. Буддизм в Америке.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Религии мира. М., 1997. Часть 1. Сс. 673-685.

3. Религиозные традиции мира. М., 1996. Т.2. Сс.304-304-396.

ДОПОЛНИЕТЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998. Сс. 219-236.

2. Конзе Э. Буддийская медитация. М., 1993.

3. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. М., 1994.

4. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994.

5. Пишель Р. Будда. Его жизнь и учение. М., 1991.

6. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1994.

7. Сатиочандра Чаттериджи, Дхирендрамохан Датта. Индийская философия. М., 1994.1.

8. Стержень жизни. Книга о Будде и его учении. СПб, 1997.

9. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.

10. Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. М., 1995. Ч.1,2.

Тема 6. Дзен-буддизм.

Чань и Дзен. Патриарх Бодхидхарма.

Сатори. Сидячая медитация. Мондо, коаны, року.

Школы в чань-буддизме.

Чайная церемония. Дзэнские сады. Икэбана (рикка, нагэирэ, морибана).

Живопись тушью.

Воинские искусства (кэндо, кэмпо, кунфу). «Бусидо».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Религии мира. М., 1997. Часть 2. Сс. 5-43.

2. Религиозные традиции мира. М., 1996. Т.2. Сс.369.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции всредневековом Китае. М., 1989.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998. Сс. 330-334, 363-365.

3. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо – традиция воинских искусств. М., 1991.

4. Дюмулен Г. История Дзен-буддизма. Индия и Китай. СПб, 1994.

5. Конзе Э. Буддийская медитация. М., 1993.

6. Сатиочандра Чаттериджи, Дхирендрамохан Датта. Индийская философия. М., 1994.

7. Судзуки Д. Лекции о дзен-буддизме.//Дзен-буддизм и психоанализ. М., 1995. Сс.84-175.

8. Судзуки Д. Основы дзен-буддизма. Бишкек. 1993.

9. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1994.

10. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.

Тема 7. Иудаизм.

Иудаизм как авраамическая религия. Храмовый и талмудический иудаизм.

Во что верят иудеи. Иудейский монотеизм. Идея завета и избранничества.

Священная история еврейского народа. Иерусалимский храм. Фарисеи, ессеи, садукеи. Синедрион.

Танах и его содержание. Тора и ее толкования. Мишна и Гемара. Талмуд и Мидраши (Мидраш-Галаха и Мидраш-Аггада). Десять заповедей и 613 мицвот. Иудейские пророки.

Иудаизм до Христа и после Христа.

Движение хасидов. Ортодоксы, реформисты и консерваторы в современном иудаизме.

Каббала – иудейская мистика. Три направления каббалы. Тайное имя Божие. Роль священного алфавита. "Сефер ха-бахир" и "Зогар". Голем.

Иудейские праздники.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

1. Тора. М., 1993.

2. Религиии мира. М., 1996. Часть 1. Сс.350-467.

3. Основы религиоведения. М., 1998. Сс.132-143.

4. Религиозные традиции мира. М., 1996. Сс. 472-565.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. М. 1993.

2. Волков А.Б. Тарасов П.Г. Жить по закону Творца. Основы еврейского благосчестия. М., 1998.

3. Волков А.Б. Ветхий Завет о жизни и смерти. М., 1996.

4. Воробьев В.П. Государство Израиль: правовые основы возникновения и статус личности. М., 2001.

5. Глаголев В.С. Религия караимов. М., 1994

6. Даймонт М. Евреи, Бог и история. М., 1994

7. Иудаизм и христианство. Словарь. М., 1995.

8. Малерб М. Религии человечества. М., 1997. Сс.67-86.

9. Прот. Александр Мень. История религии. М., 1992. Т.5. Вестники Царства Божия.

10. Прот. Александр Мень. История религии. М., 1992. Т.6. На пороге Нового Завета.

11. Селезнев М.Г. Мир Ветхого Завета. //Религии Древнего Востока. М., 1995.

12. Шифман И.Ш.. Ветхий Завет и его мир. М., 1987.

13. Штайнзальц А. Библейские образы. М., 1995.

Тема 8. Христианство.

Ветхозаветные пророчества о Мессии. Земная жизнь Иисуса Христа. Возникновение и первые века христианской Церкви. Атмосфера религиозного плюрализма в Древнем Риме. Культ императора.

Катакомбный период. Христианство как religia illicita. Ранняя христианская апологетика. Вселенские соборы. Арианская ересь. Монофизитские споры. Символ веры. Несторианство. Иконоборчество.

Церковь на западе и на востоке: проблемы взаимоотношений. Пять патриархатов (Иерусалимский, Константинопольский, Антиохийский, Александрийский и Римский).

Христианство – государственная религия. Личность императора Константина. "Сим победиши". Миланский эдикт и его значение. Христианство как religia licita.

Возникновение монашества. Антоний Великий, Макарий Египетский и Пахомий Великий. Лавра и киновия. Монашество на востоке и на западе.

Формирование библейского канона. Апокрифы. История библейского текста и переводов Библии. Структура Библии. Основное солдержание Ветховго и Нового Заветов.

Понятие Церковного Предания. Литургия. Апорстольское преемство.

Церковные Таинства.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

1. Библия. Любое издание.

2. Религии мира. М., 1997. Часть 2. Сс. 159-259.

3. Основы религиоведения. М., 1998. Сс.156-171.

4. Религии мира. Пособие для учителя. М., 1994. Сс.46-61.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Апокрифы древних христиан. М.. 1989.

2. Библейская энциклопедия. М., 1991.

3. Диакон Андрей Кураев. Традиция. Догмат. Обряд. Москва – Клин., 1995. Сс. 258-271.

3. Епископ Кассиан (Безобразов). Христос и перввое христианское поколение. М., 1998.

4. Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994.

5. Прот. Александр Мень. Сын Человеческий. Любое издание.

6. Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс – Москва, 1992.

7. Свенцицкая И.С. Апокрифические евангелия. М., 1996.

8. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998.

9. Тальберг. История Христианской Церкви. Любое издание.

10. Фаррар. Жизнь Иисуса Христа. Любое издание.

Тема 9. Христианство (продолжение).

Формирование целостной системы христианской мысли: патристика. Каппадокийцы (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский). Западные отцы Церкви: Иероним, Амвросий, Августин и Григорий.

Средневековье: Византия и Западная Европа. Православие и Католичество. Великая Схизма 1054 года: история вопроса. Filioque. Крестовые походы.

Нищенствующие монашеские ордена (францисканцы и доминиканцы) и причины их возникновения. Франциск Ассизский.

Схоластика и исихазм. Фома Аквинский. Григорий Палама.

Феномен инквизиции. Истоки и эволюция

Современные отличия между православием и католичеством. Первый Ватиканский Собор. Старокатолики. Второй Ватиканский Собор.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Религии мира. М., 1997. Часть 2. Сс. 259-445.

2. Основы религиоведения. М., 1998. Сс.171-191.

3. Религии мира. Пособие для учителя. М., 1994. Сс.61-97.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992.

2. Бриллиантов А.И.. Влияние Восточного богословия на Западное. М., 1998.

3. Второй Ватиканский собор. Конституции. Декреты. Декларации. Брюссель, 1992.

4. Гвардини Р. О Церкви. «Христианская Россия», 1995.

5. Гергей Е. История папства. М., 1996.

6. Карсавин Л.П. Католичество. Томск, 1997.

7. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992.

8. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. М., 1994.

9. Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. М., 1994.

10. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной церкви. М., 1998.

11. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1997. Сс. 874-904.

12. Наги С. Католическая Церковь. Рим – Люблин. 1994.

13. Сикари А. Портреты святых. Милан, 1996.

14. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992.

15. Флоровский Г.В.Восточные отцы V-VIII веков. М., 1992.

16. Фроссар А. Соль земли. О главных монашеских орденах. Киев. 1996.

17. Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991.

Тема 10. Христианство (продолжение).

Новое время. Реформация. Лютер, Кальвин и Цвингли. 95 тезисов М.Лютера. Аугсбургское вероисповедание. Социально-политическое значение реформации.

Основные положения протестантизма (sola fidei, sola Scriptura, sola gratia, учение о всеобщем священстве).

Реформация в Англии и во Франции. Особенности возникновения Англиканской Церкви: от Генриха VIII до Елизаветы.

Тридентский Собор, новые монашеские ордена и Контрреформация. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

Протестантские деноминации сегодня (баптисты, пятидесятники, адвентисты, методисты и т.д.). Современная протестантская теология.

Основные отличия протестантизма от православия и католичества.

Протестантизм в России.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Религии мира. М., 1997. Часть 2. Сс. 445-507.

2. Основы религиоведения. М., 1998. Сс.191-204.

3. Религии мира. Пособие для учителя. М., 1994. Сс.97-104.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Генри Митепр Х. Основные идеи кальвинизма. Спб, 1995.

2. Громадка Й.Л. Перелом в протестантской теологии. М., 1993.

3. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т.1 М., 1997. Т.2. М., 1998.

4. Лейн Т. Христианские мыслители. М., 1997. Сс. 149-229.

5. Малерб М. Религии человечества. М., 1998. Сс. 139-172.

6. Мартин Лютер – реформатор, проповедник, педагог. М., 1996.

7. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность. СПб, 1997.

8. Очерки истории западного протестантизма. М., 1995.

9. Протестантизм. Словарь. М., 1990.

10. Ян Гус, Мартин Лютер, Жан Кальвин, Торквемада, Лойола. М., 1995.

Тема 11. Христианство (окончание).

Православие в России. Дохристианские верования славян.

Как была крещена Русь. Князь Владимир и княгиня Ольга. Пережитки язычества. Значение православия для созидания русской государственности.

Периодизация российской церковной истории. Раскол. Старообрядчество.

Роль русских монастырей в созидании русской нации. Воплощение церковного идеала в русских святых (преп. Сергий Радонежский, преп. Серафим Саровский). Дивеевские монахини.

Особенности русской веры. Феномен старчества. Оптина Пустынь. Связь с русской литературой. Русское религиозно-философское возрождение конца XIX-нач.XX в.

Церковь в советское время. Восстановление Патриаршества. Новомученики. Православия на современном этапе. Основы социальной концепции Православной Церкви.

Церковное богослужение. Литургия. Годовой праздничный цикл. Посты. Пасха. Двунадесятые праздники.

Православный храм и его символика. Православный иконостас. Богословие иконы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Религии мира. М., 1996. Часть 2. Сс. 268-336.

2. Основы религиоведения. М., 1998. Сс. 111-120, 172-183.

3. Религии мира. Пособие для учителя. М., 1994. Сс.74-90.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Булгаков Сергий, протоиерей. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Киев, 1991.

2. Диакон Андрей Кураев. Протестантам о православии. М., 1997.

3. Диакон Андрей Кураев. Традиция. Догмат. Обряд. М., 1997.

4. Зеньковский С. Русское старообрядчество. М., 1995.

5. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Любое издание.

6. Концевич И.М. Оптина Пустынь и ее время. М., 1997.

7. Основы социальной концепции Православной Церкви. М., 2001

8. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.

9. Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Любое издание.

10. Протопресвитер Александр Шмеман. Исторический путь православия. М., 1994.

11. Рашковский Е.Б. С высоты Востока… Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993.

12. Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. М, 1996.

Тема 12. Ислам.

Доисламские верования. Ханифы.

Возникновение мусульманства. Жизнь Мухаммада. Хиджра – переселение из Мекки в Медину. Начало мусульманской эры. Халифат.

Четыре праведных халифа: Абу Бакр, Омар, Осман, Али. Первые расколы в исламе.

Во что верят мусульмане: основные положения исламской веры.

Пять столпов ислама.

Священная история мусульман. Кораническая антропология и сотериология.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. М., 1986.

2. Религии мира. М., 1997. Часть 2. Сс. 511-550.

3. Основы религиоведения. М., 1998. Сс.204-231.

4. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Бартольд В.В. Культура мусульманства. М., 1998.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998. Сс.111-127.

3. Ирвинг. В. Жизнь Магомета. М., 1991.

4. Климович Л.И. Ислам. М., 1973.

5. Матар Н.И. Знакомтесь: ислам. Киев, 1997.

6. Мусульманские праздники и обряды. М., 1998.

7. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.

8. Хисматулин А.А., Крюкова В.Ю. Смерть и похоронный обряд а исламе и зороастризме. СПб, 1997.

9. Шукуров Ш. Совершенный Человек и богочеловеческая идея в исламе. //Совершенный человек. Теология и философия образа. М., 1997. Сс.72-111.

Тема 13. Ислам (продолжение).

Коран – Священная Книга мусульман (структура и содержание). История формирования коранического текста. Сунна. Хадисы.

Шииты и Сунниты. Праведные имамы.

Шариат. Правовые школы. Современные концепции в исламском праве.

Исламская мистика. Суфии. Направления в суфизме. Суфийские зикры. "Стоянки" в суфизме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коран. Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. М., 1986.

1. Религии мира. М., 1997. Часть 2. Сс. 550-593.

2. Основы религиоведения. М., 1998. Сс.231-260.

4. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998. Сс.127-169.

2. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

3. Журавский А. Представления о человеке в Коране и Новом Завете//Страницы. №3, 1996. Сс. 139-149.

3. Ирвинг В. Жизнь Магомета. М., 1991.

4. Климович Л.И. Книга о Коране. М., 1988.

5. Климович Л.И. Ислам. М., 1973.

6. Матар Н.И. Знакомтесь: ислам. Киев, 1997.

7. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.

8. Хисматулин А.А., Крюкова В.Ю. Смерть и похоронный обряд а исламе и зороастризме. СПб, 1997.

9. Шах И. Суфизм. М., 1994.

Тема 14. Ислам (окончание)

Культ святых в исламе. Мусульманские праздники и обряды. Семейные традиции. Взаимодействие религиозного и национального факторов в исламской культуре.

Ислам в России. История и современность.

Поволжский и Кавказский ислам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Религии мира. М., 1997. Часть 2. Сс. 550-593.

2. Основы религиоведения. М., 1998. Сс.231-260.

3. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бартольд В.В. Культура мусульманства. М., 1998.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998. Сс.169-185.

3. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995.

4. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001.

5. Малерб М. Религии человечества. М., 1998. Сс. 190-203.

6. Матар Н.И. Знакомтесь: ислам. Киев, 1997.

7. Саидбаев Т.С. Ислам. М., 1993.

8. Щипков А. Во что верит Россия. СПб, 1998. Сс.66-98.

Раздел 3. РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА.

Тема 15. Религиозная и политическая власть. Государственная мифология.

Сакральные паттерны власти. Теократия и светская власть.

Религиозный аспект событий в очагах политической напряженности в современном мире.

Духовность, нравственность и политика. Политическая мораль сквозь призму мировых религий.

Религия и легитимность высшей власти. Религия и политика в эпоху античности.

Средневековая Европа: теория «симфонии» (Византия) и теория «двух мечей» (Западная Европа).

Секуляризация как феномен Нового времени. Сакрализация светской власти: мифы новой политической культуры. Просветители и идея «гражданской религии» (Руссо).

Раздел 16. Религии и мировая политика.

Иудаизм. Сионизм как религиозное и политическое движение: история и современность.

Христианство: римско-католическая церковь. «Теология освобождения» (Г.Гутьеррес, Х.Ассман, Л.Бофф), «теология революции» (Г.Камара, Р.Шолл) и их социально-политическая проекция. Второй Ватиканский собор (1962-1965) как начало нового этапа католического участия в мировой политике.

Христианство: протестантизм. Социально-политическая составляющая идей Д.Бонхеффера, Э.Бруннера и Р.Бультмана. Мартин Лютер Кинг и его учение о «прямом ненасильственном действии».

Христианство: православие. Православные церкви во всемирном совете церквей. Русская православная церковь и современный русский национализм.

Фундаментализм, традиционализм и модернизм в исламе. Ислам в мультирелигиозных обществах (опыт Малайзии и Индонезии). Ислам и национально-освободителоьные движения (на примере Афганистана). Ваххабизм.

Буддизм между традиционализмом и модернизмом (анализ религиозно-политической ситуации в Бирме и Шри Ланке).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Буддизм, государство и общество.М., 1982.

2. Воробьев В.П. Государство Израиль: правовые основы возникновения и статус личности. М., 2001.

3. Громадка Й.Л. Перелом в протестантской теологии. М., 1993.

4. Духовное основы мирового сообщества и международных отношений. Учебное пособие. М., 2000.

5. Иран: ислам и власть. М., 2001.

6. Ислам в Евразии. М., 2001.

7. Ислам и политика. М., 2001.

8. Категории буддийской культуры. СПб, 2000.

9. Козловски П. Общество и государство. Неизбежный дуализм. М., 1998. Сс. 53-157.

10. Полосин В. Миф. Религия. Государство. М., 1999.

11. Сапронов П.А. Власть как метафизическая и историческая реальность. СПб, 2001.

12. Социально-политическое измерение христианства. М., 1994.

13. Хаттами М. Ислам, диалог и гражданское общество. М., 2001.

14. Христиане и мусульмане: проблемы диалога. Хрестоматия. М., 2000.


 
Используются технологии uCoz