Факультет политологии МГИМО МИД России
Теория государства и права.(К.В.Карпенко)


СЕМИНАР 1- Происхождение права и государства - 2 часа
1. Понятие социальных норм, их объективные характеристики. Виды социальных норм.
2. Характеристика социальных институтов древнего общества. Род в древности. Понятие матриархата и патриархата.
3. Происхождение права. Основные формы и признаки древнего права. Понятие и виды наказания в древности.
4. Возникновение государства как института права. Соотношение права и государства - проблема первичности. Общая характеристика основных теорий происхождения государства и права.
Методические указания
Главной целью семинара является выявление первичности права по отношению к государству. Для достижения этой задачи рекомендуется сосредоточить внимание на, во-первых, определении объективного характера социальных норм и присущих им качественных характеристик; во-вторых, на понимании и осмыслении ведущей роли субъективного фактора (сознания человека) в процессе возникновения права; в-третьих, на уяснении конкретных форм черт права в древности.
Наряду с вышеозначенным семинар призван ознакомить учащихся с общими историческими юридическими понятиями и категориями, что осуществляется посредством рассмотрения древних общественных институтов, а также важнейших теорий происхождения права и государства. При обсуждении на семинаре этих вопросов следует уделить особое внимание идейным истокам представлений о праве и государстве, их глубокому укоренению в сознании человека. Следует отметить, также, сугубую долговечность некоторых теорий происхождения права и государства (теологическая, договорная, органическая и т. д.), их роль и значение как для науки, так и для практики правового регулирования в современных условиях (например, неотомизм - официальная доктрина католической Церкви и др.)
СЕМИНАР II - Форма государства и механизм государства - 2 часа
1. Понятие формы государства и ее значение для изучения организации публичной власти. Составляющие элементы формы государства.
2. Форма правления и ее виды. Характеристика, виды и признаки монархии и республики.
3. Форма государственного устройства, ее разновидности и их основные признаки. Краткое знакомство с производными формами межгосударственного устройства:
уния, сообщество, содружество, ассоциация.
4. Механизм государства. Принцип разделения властей как его фундамент. Группы органов государства. Функции государства и его органов.
Методические указания
Цель семинара - дать характеристику государства как особой формы общности людей. Далее, следует рассмотреть многообразие форм правления и форм государственного устройства и уяснить их отличительные признаки с обязательным привлечением в процессе

обсуждения конкретных примеров современных государств. Это позволит студентам лучше запомнить их разновидности и даст им возможность четко ориентироваться в политических, экономических, общественных и правовых событиях, происходящих в современном мире.
Рассмотрение вопроса о государственном механизме рекомендуется начать с анализа основных положений учения о разделении властей, показать значимость именно законодательной власти как основы демократического развития, согласно мнению Ш. Л. Монтескье. При характеристике органов государственного аппарата следует отметить иерархичность его системы, особо подчеркнув статус главы государства, который не всегда входит в одну из ветвей власти. Также студентам следует постоянно подкреплять свои высказывания конкретными примерами как из истории различных государств, так и из их сегодняшнего положения.
СЕМИНАР III - Право как феномен общественной жизни - 2 часа
1. Феноменология права. Различные подходы, теории и правовые школы в определении права. Краткий обзор исторических воззрений на феномен права.
2. Принципы и функции. Гуманистические ценности и интересы в праве. Право как средство обеспечения социальной справедливости.
3. Соотношение права и нравственности. Основные черты нравственности. Правовое долженствование и нравственный закон.
4. Правовое сознание и правовая культура. Взаимосвязь и взаимодействие правосознания и правовой культуры. Их роль в процессе правового воспитания и преодоления правового нигилизма.
Методические указания
Изучая феноменологию права, студент должен уметь достаточно свободно ориентироваться в основных направлениях правовой мысли, которая ставит своей задачей познание феномена права в динамике его движения. В этой связи следует воздерживаться от априорных (не основанных на опыте изучения) ценностных суждений, выхолащивающих сущность анализируемого явления. Отправным моментом и научным фундаментом для рассмотрения феномена права рекомендуется избрать категорию свободы, единственно позволяющую человеку познать бытие окружающего мира и свое предназначение. Принцип историзма в этой связи является предопределяющим; им обуславливается необходимость изучения эволюции идеи права в сознании человека.
При подготовке и ответе на второй вопрос следует показать важность общечеловеческих ценностей и эталонов поведения в праве, особо отметить роль права в защите индивидуальной свободы, что обеспечивается его принципами. Особое внимание следует, также, уделить выяснению значимости права для взаимоотношений человека с государством, для равновесия частного и публичного интереса.
При изучении третьего вопроса рекомендуется подчеркнуть единство источника происхождения права и нравственности и их взаимную роль в обществе. Студент должен знать основные отличия права от нравственности и уметь показать это на конкретных примерах. Также, следует указать на сугубую значимость нравственного совершенствования личности и выделить основные пути этого.
В последнем вопросе следует раскрыть социальную природу правосознания и исторические условия его возникновения. Студент должен уметь давать определение правового сознания и правовой культуры, различать их по формальным и материальным признакам и не смешивать их функций в процессе социализации и воспитания личности.

4
Здесь также есть смысл рекомендовать рассмотрение этих правовых явлений на конкретных примерах.
СЕМИНАР IV - Нормы и источники права - 2 часа
1. Понятие и признаки правовой нормы.
2. Структура, действие и виды правовых норм.
3. Понятие и виды источников права. Закон как главный источник права в России. Его признаки.
4. Понятие иерархии законов. Виды законов и иных нормативных актов в России.
5. Способы классификации источников права.
Методические указания
Цель семинара состоит в определении основных форм внешнего выражения правовых предписаний. При подготовке к ответу на первый вопрос следует указать, что публичная власть в лице государства может не только устанавливать и формулировать правовые нормы, но и санкционировать уже существующие правила поведения. При рассмотрении признаков правовой нормы надо особо подчеркнуть, что правовая норма формулирует поведение людей указанием на их права и обязанности.
Ответ на второй вопрос предполагает подробный разбор всех трех составляющих элементов структуры нормы права. Студент должен уметь четко их различать и показать это на конкретном примере. Для примера рекомендуется использовать преимущественно текст Конституции России 1993 г., что не исключает привлечения и других нормативных актов. Представляется необходимым уделить особое внимание тому факту, что не все нормы имеют триединую структуру и подчеркнуть какой из элементов структуры правовой нормы является определяющим, без которого норма не может существовать. Студент должен также четко представлять себе основания классификации правовых норм и знать специфику каждого их вида.
В вопросе о действии нормы права следует уяснить общее правило вступления ее в силу и прекращения ее действия во времени. Затем необходимо четко запомнить исключения из этого правила, свойственные уголовному и гражданскому праву. Аналогичный подход должен применяться при рассмотрении вопроса о действии нормы права в пространстве и по кругу лиц.
При рассмотрении источников права студент должен, прежде всего, уяснить само это понятие, которое по своему содержанию шире понятия нормативный акт. Студент должен знать основные виды источников права и уметь привести конкретные примеры при ответе. Далее, следует выяснить почему нормативный акт (или закон) является основным источником права в РФ и каковы его признаки.
Готовя четвертый вопрос, следует четко осветить систему иерархичной подчиненности законов в РФ, принимая во внимание специфику федеративного устройства нашей страны. Следует показать место нормативных актов субъектов РФ в общей иерархии законов. Рассматривая виды нормативных актов, рекомендуется определить специфические признаки каждого из них. Студент должен знать о различии юридической силы закона и подзаконного акта и уметь это продемонстрировать на конкретных примерах.
Последний вопрос призван дать студентам основные сведения о видах классификации (систематизации) правовых норм и иных источников права. Учащиеся должны уметь показать на практических примерах различие между способами классификации.

СЕМИНАР V - Система права и дуализм права -2 часа
1. Правовое регулирование как главный критерий классификации норм права по институтам и отраслям. Понятие правового института и его виды.
2. Отрасль права как самостоятельное звено системы права. Виды отраслей российского прав, их краткая характеристика.
3. Понятие системы законодательства. Ее соотношение с системой права и правовой системой.
4. Дуализм права. Право публичное и право частное - критерии деления. Расположение основных отраслей права по отделам в соответствии с их качественной спецификой.
Методические указания
Целью семинара является выявление и определение объективно существующего внутреннего строения права. Для этого следует особо указать причины взаимосвязанности и согласованности юридических норм, а также установить роль предмета правового регулирования.
При подготовке следует обратить внимание на последовательное объединение норм права в институты, институтов в отрасли. Студент должен уяснить себе различие между институтом и отраслью права, уметь отличать их в конкретных примерах. При обсуждении этого вопроса на семинаре рекомендуется уделить особое внимание появлению новых отраслей в российской системе права в последние годы.
При подготовке третьего вопроса следует остановиться на взаимодействии субъективного и объективного факторов, влияющих на систему законодательства, особо подчеркнув роль законодателя как правотворчсского субъекта. Также, студент не должен смешивать понятия системы права и правовой системы. Для этого надо определить какое из понятий шире и почему.
Изучение дуализма права предполагает активный анализ исторических попыток предложить подходящий критерий для различения этих отделов права. Важное значение имеет обзор многообразия точек зрения по этому вопросу, начиная с эпохи античности и до наших дней. Следует соотнести эти мнения с различными направлениями и школами правовой мысли для того, чтобы выявить характерные черты и закономерности юридического мировоззрения в его исторической ретроспективе. Далее, следует указать, что право, испытав на себе дифференциацию своего содержания, не утратило, тем не менее, своей целостности. Деление же права на два отдела способствует наиболее полному и эффективному его познанию.

СЕМИНАР VI - Правовые отношения - 2 часа
1. Правовые отношения как особая форма общественных отношений. Сущность правоотношений и их виды.
2. Структура правового отношения. Содержание правового отношения. Феномен правомочия.
3. Субъект и объект правового отношения.
4. Юридические факты: понятие, классификация и виды.
Методические указания
Цель семинара - выявить специфику правоотношения. Показать чем оно отличается от политических, экономических и иных общественных отношений. Студенты должны четко уяснить отличительные особенности и служебную роль правовых отношений в современном обществе. Следует также внимательно рассмотреть разновидности правовых отношений, критерии их классификации па конкретных примерах из практической жизни и/или из законодательного материала (кодексы, федеральные законы РФ и проч.).
После усвоения этого вопроса можно переходить к рассмотрению состава правоотношения и, в первую очередь, раскрыть сущность субъективного права и юридической обязанности участников правоотношений. Следует показать их внутреннюю структуру, имманентную взаимосвязь и специфику механизма реализации. Особо важное место рекомендуется уделить анализу понятия правомочия и способам его осуществления на практике. Студент должен знать что именно придает правомочию объективную властность.
Обсуждая третий вопрос необходимо уяснить понятие и правовой статус физических лиц (прежде всего граждан) как субъектов права, определить понятия правоспособности и дееспособности, а также момент их возникновения и прекращения. Студенту, при ответе на этот вопрос, следует показать в каких отраслях правоспособность возникает ранее дееспособности.
Необходимо остановиться, далее, на коллективных субъектах права, дать их классификацию и выявить специфику их правосубъектности. Студенту важно знать понятие и основные признаки юридического лица. Особо следует выделить роль государства как участника правовых отношений как на национальном, так и на международном уровне.
При рассмотрении объекта правоотношений следует иметь в виду, что в науке теории права и государства существуют различные мнения по данному вопросу. Особое место рекомендуется посвятить проблеме соотношения объекта и предмета правового отношения, выяснить правомерность и целесообразность выделения последнего в самостоятельный элемент состава правоотношения.
При подготовке последнего вопроса надо четко дать различие между юридическим фактом и фактом человеческой жизни, показать, каким образом юридический факт приобретает способность порождать и изменять правоотношения. В процессе обсуждения следует установить что представляет собой юридический состав, а также какие бывают виды юридических фактов. Студент должен четко понимать критерии классификации юридических фактов и уметь определить их в конкретных примерах.

СЕМИНАР VII - Юридическая ответственность - 2 часа
1. Понятие юридической ответственности. Основания ее возникновения. Принципы и формы юридической ответственности.
2. Виды юридической ответственности. Специфика содержания и признаки конституционной, административной, уголовной, гражданской, дисциплинарной ответственности.
3. Неправомерное поведение. Понятие и виды правонарушений. Состав правонарушения.
4. Юридическая ответственность коллективных субъектов права. Понятие объективного вменения.
Методические указания
При изучении первого вопроса следует обратить внимание на сущность поведения человека в обществе, от которого нередко может зависеть его юридический статус как субъекта права. Далее, следует остановиться на главных задачах юридической ответственности, на проблемах общей и частной превенции правонарушений в свете восстановления социальной справедливости.
Анализируя феномен юридической ответственности рекомендуется подробно осветить проблему соотношения ответственности и наказания, показать в каких случаях юридическая ответственность может наступить и без наложения соответствующей меры наказания.
Также, важно показать, что именно является основанием возникновения юридической ответственности и основанием наложения наказания. Для этого следует четко уяснить кодификационный характер основных источников юридической ответственности, который позволяет учитывать весь опыт предшествующего правового строительства. В отношении принципов ответственности, студент должен хорошо представлять себе их прямую зависимость от общих принципов права, основанных на гуманитарных ценностях демократического общества.
Изучение разновидностей юридической ответственности предполагает выявление их отличительных признаков. Следует отдельно рассмотреть вопрос о моменте начала юридической ответственности, помня, что по этому вопросу нет единого мнения в науке права. Студент должен знать основные мнения по данному вопросу с тем, чтобы на семинаре обсудить правомерность каждого из них.
Отвечая на третий вопрос, студент обязан знать точные определения всех видов правонарушений в соответствии с их законодательным закреплением, уметь объяснить каждый признак правонарушения, а также его состав. Особое внимание следует уделить анализу классификации правонарушений в зависимости от их субъекта. Студент должен помнить, что не все правонарушения имеют в своем составе все четыре элемента.
При подготовке последнего вопроса главное состоит в выяснении особенностей ответственности юридических лиц. Для понимания этого вопроса важно установить к какому виду ответственности они могут привлекаться и на основании какой нормативной базы. Следует также подробнее осветить вопрос о специфических мерах взыскания, налагаемых на юридических лиц. Следует, далее, рассмотреть специфику объективного вменения, применяемого исключительно к юридическим лицам и выяснить почему на них не распространяется принцип виновности.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
I. Основная литература:
1. АЛЕКСЕЕВ С. С. Теория права. М., 1995 г.
2. ВЕНГЕРОВ А. Б. Теория государства и права. М., 2000 г.
3. ДАВИД Р., ЖОФФРЕ-СПИНОЗИ К. Основные правовые системы современности. М., 1998г.
4. КАШАНИНА Т. В. Происхождение государства и права. М., 1999 г.
5. КОВАЛЕНКО А. И. Краткий словарь-справочник по теории государства и права. М., 1996г.
6. ЛИВШИЦ Р. 3. Современная теория права. М., 1992 г.
7. МАНОВ Г. И. Теория государства и права. М., 1995 г.
8. ПИГОЛКИН А. С. Общая теория права. М., 1996 г.
9. ХРОПАНЮК В. Н. Теория государства и права. М., 1995 г.
II. Дополнительная литература:
1. АЛЕКСЕЕВ Н. Н. Основы философии права. СПб., 1999 г.
2. БЕРМАН Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998 г.
3. ГРАДОВСКИЙ А. Д. Общее государственное право. СПб., 1885 г.
4. Конституционная ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности. Жур. "Государство и право", 1997, №2, с. 86-91.
5. МУРОМЦЕВ Г. И. Источники права в развивающих странах Азии и Африки. М., 1990 г.
6. НОВГОРОДЦЕВ П. И. Историческая школа юристов. СПб., 1999 г.
7. НОВГОРОДЦЕВ П. И. Лекции по истории новой философии права. М., 1912 г.
8. ПЕРШИЦ А. И., АЛЕКСЕЕВ В. П. История первобытного общества. М., 1990 г.
9. ПЕТРАЖИЦКИЙ Л. И. Теория права и государства. СПб., 2000 г.
10. ТИХОМИРОВ Ю. А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996 г.
11. ТРУБЕЦКОЙ Е. Н. Энциклопедия права. СПб., 1999 г.
12. ЧЕТВЕРЫМИ В. А. Понятие права и государства. М., 1997 г.


 
Используются технологии uCoz